• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О чувствительности к греху

Время чтения: 4 мин
4568

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В духовно-нравственном пространстве верующего есть такое явление как порог чувствительности к греху. Его можно определить как «нравственный индикатор души», реагирующий на те или иные поступки человека. Это неподконтрольное уму человека, бессознательное эмоциональное реагирование на поведение. На хорошие, добрые поступки сердце отзывается спокойствием и довольством, а на сомнительные и запретные – тревогой и беспокойством. О таком «отклике сердца» было сказано и в хадисах. Передается от Навваса ибн Самана, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Праведность – это хорошие моральные устои, а прегрешения – это то, что шевелится в твоей душе и то, о чем хочешь, чтобы не узнали люди».

Также от Вабиса ибн Мабада, да будет доволен им Аллах, передается:

«Я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Ты пришел, чтобы спросить о праведности?» Я сказал: «Да» Он сказал: «Спроси свое сердце! Праведность – это то, о чем душа не беспокоится и сердце не беспокоится,  а прегрешение – это то, что шевелится в душе, мечется в груди даже после того, как люди много раз сказали тебе, что, по их мнению, ты поступил законно».

Порог чувствительности к греху как показатель имана

Но люди по-разному смотрят на свои грехи: кто-то кается каждый день в прегрешениях явных и тайных, а кто-то может не только без стыда рассказывать другим о своих грехах, но и хвалиться ими. И вот здесь проходит та самая линия, которая отделяет грешников и лицемеров от праведников. Праведники отличаются от лицемеров и грешников высокой чувствительностью к греху, даже маленькое прегрешение может вызвать у них серьезное продолжительное беспокойство, в то время как лицемеры халатно относятся к своим грехам и не испытывают угрызений совести. Об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий человек чувствует грех как гору, которая готова на него упасть. Лицемер чувствует грех как муху, которая кружит у его носа, и он ее отгоняет». Один из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мы считали их смертными грехами».

Такое отношение говорит не об их строгости или придирчивости, а свидетельствует о глубине и силе их веры, о непорочности и чистоте их намерений и об искренности их стремления к довольству Аллаха.

Чуткость сердца к добру и злу, добровольное  воздержание даже от сомнительного является признаком людей высокой нравственности и духовной силы. В качестве примера можно вспомнить случай из жизни имама Абу Ханифы. Известно, что достопочтимый имам зарабатывал на жизнь торговлей тканями (шелком). Однажды он отправил своего помощника для продажи партии платьев, но сказал: «Когда будешь продавать, скажи, что в этом платье есть дефект». Помощник продал платья, но забыл известить покупателей о неполноценности товара. Он вернулся с деньгами к Абу Ханифе, но тот в первую очередь спросил, предупредил ли он покупателя. На что помощник честно ответил, что забыл. Абу Ханифа отказался взять что-либо из этой выручки и раздал ее в качестве садака. Хотя для него не было грехом взять эти деньги, он из богобоязненности отказался от них, избегая тем самым сомнительного. Рассказывают также, что в местности, где жил Абу Ханифа прошла весть о том, что украдена овца. Имам выяснил у знающих, сколько лет живут овцы и не ел мясо баранины в течение семи лет - из страха, что оно может принадлежать той самой украденной овце.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающиеся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там».

Вера (иман) может увеличиваться и уменьшаться. Ее уменьшение и увеличение отражается не только на делах, на словах и мыслях, но и вместе с этим изменяется и отношение к своим делам. С уменьшением веры человек становится более «слепым» в отношении своих грехов, он прощает себе прегрешения и закрывает глаза не преступление границ Аллаха. С укреплением имана человек становится более зрячим – он чутко реагирует на свои поступки и даже сомнительное может вызывать в нем бурю беспокойства. Он кается не только за плохие дела, но и за дурные мысли и предположения. Когда его вера становится еще сильней, он может более явно ощущать слабость и незащищенность своего сердца и тогда он все чаще начинает взывать к Аллаху с просьбой о прощении. Тогда становятся более близкими и понятными слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, я ощущаю слой на своем сердце, я обращаюсь со словами истигфара к Аллаху ежедневно более 70 раз».

Ася Гагиева

 

Социальные комментарии Cackle