• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Никогда не говори никогда или защищены ли мы от грехов

Время чтения: 4 мин
9672

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Китайская пословица гласит: «Никогда не говори никогда». Особенно это касается человеческой души, загадочной и таинственной, способной на самое высокое благородство и на самую низкую подлость. И никогда нельзя говорить, что тебя никогда не коснется какая-либо из опасностей,  скрытых в ней. Так, одной из причин высокомерия, присущего многим людям, является уверенность в своем совершенстве, убежденность в своей непогрешимости, защищенности от того, что они порицают в других и над чем они превозносятся.

От Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто упрекнет своего брата за грех, в котором тот раскаялся, не умрет, пока сам не совершит его».

Часто случается так, что человек совершает позорный, низкий поступок, которого от него не ждали ни другие, ни даже он сам. Поступок, который расходится с его внешним поведением, речами, мыслями. Это свидетельство зависимости человеческого сердца от воли Всевышнего. Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Смерть обнаружит твои тайны, Судный день подвергнет испытанию твои деяния, наказание разоблачит тебя. если совершил грех, то не смотри на его малость, однако смотри на то, Кого ты ослушался; если тебе дан удел в малом количестве, то не смотри на его малость, а смотри на то, Кто его дал тебе; не презирай малый грех, ведь ты не знаешь, каким грехом ослушался Его, не будь уверен, что находишься в безопасности от Моего макру, поистине, оно боле неведомо для тебя, нежели ползание муравья по гладкому камню темной ночью». 

Это одна из самых распространенных опасностей, поджидающих человека: его непредсказуемость для самого себя. Человек, поклоняющийся сегодня, усердный в ибаде, делающий напоминание и даават, завтра может стать одним из нечестивцев. И никто из нас не знает, в какую сторону завтра повернутся наши души. и никто не может быть уверен, захочет ли он сегодня продолжить то, что начал по согласию своего сердца сегодня. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молил Всевышнего Аллаха: «О Переворачивающий сердца! Укрепи мое сердце на пути Твоей религии!»

В арабском языке слово «къальб» (сердце) происходит от слова «такъаллюб», что значит «изменение», «вариация». «Къальб» в дословном переводе означает «изменяющийся», «переворачивающийся», «варьирующий». В хадисе сказано: «Сердце (къальб) берет свое название от его постоянных изменений (такаллюб). Подобие сердца – это перо у корня дерева, переворачиваемое многократно ветром» (Ахмад, 4/408, Сахих аль-Джамиъ, 2364). В другой версии говорится: «Подобие сердца – это перо на пустом участке земли, будучи часто переворачиваемым ветром».

Есть  и другие хадисы относительно изменчивости сердца. Например,  в хадисе, переданном Ахмадом, сказано: «Сердце сына Адама изменяется быстрее, чем горшок с быстро кипящей водой». Абдуллах ибн Амр ибн аль-Аас сообщил, что он слышал как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сердца детей Адама, как один, между пальцами Самого Милосердного, и Он переворачивает их так, как пожелает». Потом он сказал: «О Аллах, Повелитель сердец, направь наши сердца для повиновения Тебе».

Многие уверены, что держат сердце под контролем благодаря своему усердию, знаниям и воле. Подобная уверенность со временем делает их заносчивыми, забывчивыми в уповании на Всевышнего и небрежными в обращении к Нему за помощью в руководстве своим сердцем. И тогда, оставшись наедине с неуправляемым нафсом, без помощи Всевышнего, они опускаются до самых низких поступков. Если Всевышний разгневается на человека, тогда Он внушает его душе склонность к поступкам, заслуживающим наказания. Джавад Нурбахш в книге «Психология суфизма» пишет: «Нафс является орудием Божьего гнева, все зло и испорченность происходят от него. Нафс от природы наделен атрибутами гнева и одержим склонностью творить зло. Как сказано в кораническом стихе: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей распущенность ее и богобоязненность». […]

Бог сотворил нафс и сделал его источником характера, достойного порицания и предосудительных поступков. Он поставил Сатану приукрашивать нафс, который подобен саду со всевозможными растениями. Растущие там зерна суть Божественные внушения, подвигающие на неблаговидные поступки, цветение облечено в форму плотских желаний,  а созревший плод – вожделение. Это происходит, когда Бог хочет испытать мудреца, которому Он даровал знание своего нафса посредством света постижения и под видом предосудительности. Благодаря этому свету и чистоте духовного устремления мудрец угашает пламя греховности». А один из праведников сказал: «Нафс представляет собой скрытые аспекты внушаемого Богом гнева. Это внушение совершается посредством божественной хитрости (макру)».

Неизведанны пути Аллаха. Никто не знает, что он приобретет завтра и какой стороной повернется к нему сердце, обратится ли оно к свету или еще больше закутается в мрак. И в качестве примера подобных перемен и назидания размышляющим можно привести историю одного из праведников, которую мы расскажем в следующей части. Если на то будет воля Всевышнего…

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle