• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Напоминание идейным бездельникам

Время чтения: 3 мин
8817

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега,
И ничего более царственного, чем труд».

Кто такие «идейные бездельники»? По сути, это все те же «лодыри, лентяи, тунеядцы», которых мы воспринимаем в лучшем случае снисходительно, но их особенность в том, что у них есть защитная идея, оберегающая их право воздержания от труда и усердия. Встречаются такие индивиды и в мусульманском обществе. И оправдание большинства из них – «Всевышний даст». И наверно, несоблюдение Сунны еще не так отвратительно, как попытка «подтянуть» ее под свои недостатки и дурные черты. В данном случае под лень.

Пример пророков, мир им.

Труд – благородное дело, считающееся частью поклонения. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той пищи, которую он заработал трудом своих рук, и поистине пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, что он зарабатывал (и готовил) своими руками» (Бухари). Пророк Муса, мир ему, был пастухом. Пророк Ной, мир ему, - плотником. Иса, мир ему, - лекарем. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занимался торговлей и был полководцем. Даже в свободное от других более важных обязанностей время он, со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, посвящал домашнему труду – помогал по дому, доил козу, чинил обувь, штопал одежду.

Труд – богоугодное дело.

Религия – не оправдание безделья и беспомощности. В одном из хадисов сказано: «Поистине, любому из вас нарубить вязанку дров и принести их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто (может) дать или отказать!» (Бухари, Муслим). А сподвижник и праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Пусть никто из вас не оставляет поисков своего удела, (возлагая свои надежды только) на слова: «О Аллах, даруй мне средства к существованию! (Аллох1умма-ррзукъни)», - ибо известно вам, что ни золото, ни серебро с неба не падают».

Поддержка религии осуществляется не только участием в религиозной практике и священных войнах. Рассказывают со слов Каъбы бин Уджра, что однажды мимо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошел один мужчина. Удивленные его выносливостью и энергичностью сподвижники сказали о нем: «О Посланник Аллаха, если бы он использовал эти качества на пути Аллаха!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если он вышел, чтобы прокормить своих маленьких детей, то он на пути Аллаха. Если он вышел, чтобы прокормить своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха. Если он вышел, чтобы заработать себе на хлеб, чтобы не просить других, то он на пути Аллаха. Но если он вышел ради показухи или хвастовства, то он на пути шайтана». (ат-Табарани, «Сахих аль-Джами»)

Желая якобы усердия в религии, «идейные лентяи» наоборот дискредитируют ее. Полагаться на приток предопределенных средств, не прилагая к этому усилий – смешно. Жить за чужой счет, ссылаясь на занятость религиозной практикой (чаще всего вкупе с просмотром телевизора и интернет-серфингом) – стыдно. Даже лучшие из мусульман, преуспевавшие и в личной религиозной практике и в укреплении религии не чуждались труда. Известно, что Абу Бакр Сиддык, да будет доволен им Аллах, периодически уезжал на целый месяц по торговым делам. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не осуждал его и не запрещал ему это.

Из вышесказанного можно вынести следующий вывод – Ислам одобряет труд, заработок на жизнь. Как говорил имам Абдаллах бин аль-Мубарака, да смилуется над ним Всевышний: «Нет ничего более обоснованного, чем заработок на жизнь, даже джихад на пути Аллаха!». Однако и труд, и торговля должны быть честными, вестись добросовестно. Но это уже наверно следующий вопрос – для тех, кто уже поднялся с дивана.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle