Мирская жизнь как большая игра

2320

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

То, как мы определяем жизнь, влияет на то, как мы к ней относимся. Если для нас это самая важная обитель, то и все, что здесь происходит, мы воспринимаем довольно серьезно, принимаем, как говорится, близко к сердцу. Такое отношение, конечно, сужает наш кругозор, ограничивает нас в возможности маневрирования и трезвого взгляда, который необходим для принятия разумных, выигрышных решений.

Но если мы принимаем жизнь как игру, то наше самоощущение меняется кардинальным образом. Возрастает уверенность, расширяется сознание, смотришь на трудности испытания с позиции победителя. Второй вариант – наиболее близок к реальности. Об этом нам сказано в Коране и Сунне. И возможно, напоминание о признаках игры поможет нам перейти от первого способа восприятия жизни ко второму.

1. Временность.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Мирская жизнь - не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью пребывания» (сура «Гафир», «Прощающий», аят 39) Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «В мирской жизни человеку достаточно того, что берет с собой из припасов путник». Однажды он спал на своем паласе, а когда встал, то на его лице остались следы от паласа. Увидевшие это люди, сказали: «О, посланник Аллаха! Не сделать ли нам тебе кровать?». На что он ответил: «Что мне до этого мира. Я и этот мир подобны всаднику, остановившемуся на отдых в тени дерева, который затем отправляется дальше, оставив дерево» (Тирмизи; Ибн Маджа).

Этот мир – временная обитель, каким бы долгим не казалось время, проведенное в нем. Часто мы «включаем» в сознание только то время, которое мы живем от рождения до предполагаемого времени смерти. Не заглядывая дальше, в вечность. А ведь вечность – это истина. Последующая жизнь – это истина. Не верит в нее только глупец и, простите за тавтологию, неверующий. Все Писания, пророки, посланники были посланы с целью предупреждения о будущей жизни, чтобы мы готовились и относились к происходящему как к чему-то временному, недолгосрочному. Как и всякая игра, мирская жизнь когда-нибудь закончится…

2. Испытания.

А пока… Как и в любой игре, нам приходится проходить через испытания. Но испытаниями служат не только трудности, но и блага, данные нам на пользование. Богатство, признание, имущество, потомство, знания, ибада, здоровье, силы и т.д. могут стать таким же испытанием, как и несчастья, голод, потери, душевные и физические страдания. Все это – условия игры. Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Благословен Тот, в Чьей руке власть, Кто способен на всякую вещь,
Кто сотворил жизнь и смерть, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий».  (сура «аль Мульк», «Власть», аяты 1-2).

В другой суре также сказано:

«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше.

Воистину, все, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (сура «аль Кахф», «Пещера», аяты 7-8).

3. Правила.

Правила мирской жизни «прописаны» в Коране и Сунне. То, что нам запрещено и то, что дозволено, что нужно соблюдать и чего остерегаться. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мир этот – тюрьма для верующего и рай для неверного» (Ахмад, Муслим, Тирмизи).

Имам ан-Навави сказал: «Каждый верующий является заключенным в мире этом, на которого возложены различные запреты и не простые обязанности. А когда он умирает, то избавляется и отдыхает от всего этого и возвращается к тому, что уготовил ему Всевышний Аллах из числа вечного блаженства, лишенного недостатка. Ну а что касается неверного, то для него лишь то, что уготовано ему в мире этом, несмотря на то, что его может постичь убийство или горесть мира этого. А когда он умрёт, то будет возвращен к вечному наказанию».

4. Вознаграждение.

Любая игра предполагает вознаграждение. Мирская жизнь – та же игра, после которой каждый человек получит согласно своим заслугам. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета» (сура «Гафир», «Прощающий», аят 40) То, как мы жили, определяет нашу будущую жизнь. Если мы «играли по правилам», были праведными, честными, благодарными Создателю, то (ин шаа Аллах1) Всевышний щедро вознаградит нас. Если же мы нарушали «правила», пренебрегали приказами Всевышнего и заветами Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то наверняка наш конец будет не самым счастливым (если только Аллах не помилует нас).

Всевышний говорит: «Мирская жизнь - всего лишь потеха и игра, а Последняя обитель - это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 64).

«Игра» - это не просто сравнение, это предупреждение, чтобы мы относились к мирской жизни как к игре, к испытанию. Чтобы мы не воспринимали ее как конечную инстанцию, чтобы мы были свободней и разумней в принятии решений, в отношении к мирским условиям. В конце концов, привязанность к этому миру не просто губит наши земные и вечные дела, но и психологически делает нас рабами, безвольными и безнравственными. А напоминание о том, что это временная обитель, «игра и потеха» наоборот раскрывает грудь и вселяет в сердце покой. И чем чаще мы будем вспоминать об этом, наверняка тем легче станет жить – при чем как в мирской жизни, так и в вечной.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home