• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как разрешать конфликты. Часть 2.

Время чтения: 3 мин
4631

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Если вы собираетесь привлечь человека на
свою сторону, сначала убедите его, что вы его
искренний друг… Только попробуйте навязать свое
мнение, приказать ему, то делать или назвать его
достойным порицания или презрения, и он тут же уйдет
в глухую оборону. И проникнуть к нему в душу вам будет
труднее, чем проткнуть панцирь черепахи рисовой соломинкой.

Авраам Линкольн

Необходимое условие

Вступая в дискуссию или конфронтацию, мы часто забываем об очень важном наставлении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе»

Этот хадис был включен в число сорока хадисов имамом Ан-Навави. А Аль-Джарджани, комментатор «Сорока хадисов» ан-Навави сказал о нем: «Поистине, этот хадис является одной из основ Ислама».

Часто желание убедить собеседника иди добиться понимания перерастает в агрессию, и он уже перестает быть собеседником и становится противником. Таким образом разговор может перетечь в форму спора и если очевидно, что это может навредить отношениям, то лучше отклониться от него. Хотя бы на время, чтобы затем вернуться к нему с более позитивным настроем.  Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и  приветствует, сказал: «Кто оставит спор с другим, будучи сам неправ, тому Аллах построит дворец в предместьях Рая. А тому, кто оставит спор, будучи прав, Аллах построит дворец на самой высокой части Рая»
Разрешить противоречия (в интересах, убеждениях, позициях  и т.д.) – важно для честных и открытых взаимоотношений. НО! Часто стремясь найти компромисс, придти к консенсусу, люди добиваются только еще большего отдаления друг от друга, а мнение остается у каждого свое. Чтобы этого не произошло, необходимо сохранять позицию заботы и искреннего доброжелательства к партнеру. Если собеседник не чувствует вашей заботы (через ваши слова, жесты, тон, мимику), то и доверия к вашим аргументам у него будет гораздо меньше. Вряд ли кто-то примет доводы того, в чьем доброжелательстве он не уверен. Как сказал один из тренеров футбольной команды: «Глубоко в душе ваши игроки должны знать, что вы  о них заботитесь. Это самый важный компонент успеха. Мне никогда не удавалось добиться желаемого, если игроки чувствовали, что я делал это не ради них. Они знают, что в конечном итоге я всегда на их стороне»  Многие в процессе такого сознательного подхода сами понимают свою неправоту, ошибочную позицию и признают  это. Но вы никогда не услышите этого от человека, в споре с которым вы видите противника или врага. В таких ситуациях проигрывают оба.

Признак успешной конфронтации

Души подобны воинам!
Те из них, которые узнают друг друга, объединяются.
А те, которые друг друга  не  узнают, расходятся

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует

Результат успешной конфронтации – это позитивные изменения, происходящие с обеими сторонами. Не всегда вознаграждение одинаково для обоих: кто-то может получить полезную информацию, а другой – позитивный опыт, а кто-то – новый опыт сближения. Но во всяком случае успешная конфронтация приносит благо и позитив обеим сторонам.

Другой показатель успешности конфронтации – это укрепление взаимоотношений. Грамотное разрешение противоречий устраняет препятствие для сближения людей. Противоречия подобны штыкам в руках воинов, направленным друг на друга. Забота  и доброжелательное отношение дает возможность опустить эти штыки и пожать друг другу руки. Чтобы затем снова взяться за штыки и сражаться ими, но уже не против друг друга, а против того, что мешает людям быть братьями, уважать и понимать друг друга.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle