Реклама

Извинений не всегда достаточно…

4381

«В тот день извинения (или оправдания) не помогут беззаконникам», сура «Гафир»

«В тот день извинения (или оправдания) не помогут беззаконникам», сура «Гафир»

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества».

Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) — этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).

Когда человек нарушил право другого, в лучшем случае он извиняется за совершенное, просит прощения. Но слов сожалений не всегда достаточно. Потому что тот, чье право было нарушено, может так же «словесно» простить и сделать вид, что произошедшее забыто. Но искреннее прощение требует искреннего извинения, которое должно выражаться не только в словах…

В хадисе от Ибн Маджа, Малика и Ахмада передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не причиняй вред ни первым, ни в ответ другим». Если же это произошло, тот вред нужно возместить или удалить по возможности.

Вспоминается история, произошедшая с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и одним из его сподвижников. В день битвы при Бадре Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сплачивал ряды, держа в руках веточку, и один сподвижник по имени Савад вышел немного вперед. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ткнув его в живот, причинил ему боль и сказал: «Встань в ряд, встань в ряд». Тогда тот ответил: «О Посланник Аллаха, ты причинил мне боль!». Он спросил его: «Что ты хочешь?» Сподвижник ответил: «Хочу отплатить тем же. Ты ударил меня, и я ударю тебя». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдал ему эту палочку со словами: «Возьми, получи свое».

Тогда Савад ответил: «О Посланник Аллаха, ты ударил меня в живот, когда он был открыт». На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял одежду и обнажил своё тело. Но  Савад подошел к нему и поцеловал в знак уважения. Удивлённый Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Что подвигло тебя на это, о Савад? Почему ты это сделал?» Он ответил: «О, Посланник Аллаха, ты знаешь, что нас ожидает. Я же хотел, чтобы последним моментом, связанным с этим миром, было прикосновение к тебе». Тогда Посланник Аллаха обрадовал его: «Огонь не коснётся тех, кто коснулся тела пророков». Эта история показывает, что для того, чтобы компенсировать боль, причиненную Саваду, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничился извинениями или словами сожаления. Он позволил ему отплатить тем же, в равной степени.

Иногда именно такая компенсация восполняет причиненный вред. В иных случаях это может быть хоть и не равный вред, но совершение блага в отношении притесненного тобой человека. Например, как в истории, произошедшей с Абу Масъудом аль-Ансари. Он рассказывал следующее: «Я ударил моего слугу, когда услышал голос за моей спиной: «Знай, а Абу Масъуд, что Аллах имеет больше власти над вами, чем вы над ними». Я обернулся, это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И я сказал: «О Посланник Аллаха, я освободил его ради Аллаха». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если бы ты не сделал этого, ты был бы сожжен в аду» (Муслим).

Подобно тому как поступил Абу Масъуд, иногда нужно удалить причиненный вред моральной, материальной или какой-либо другой компенсацией, которой будет достаточно, чтобы справедливость была восстановлена. А если такой возможности нет? Ведь может быть такое, что притесненный человек недоступен или мертв. В этом случае возможно будет более полезным совершение дуа за этого человека. Например, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал такое дуа: «О Аллах, кого бы из верующих ни оскорбил я, сделай это для него средством приближения к Тебе в день воскресения!».

Высокая нравственность – это не только умение прощать и побуждать к добру, но и умение просить или добиваться прощения. В Коране сказано:

«В тот день извинения (или оправдания) не помогут беззаконникам» (сура «Гафир», «Прощающий», аят 52)

Поэтому в вопросах возмещения причиненного ущерба верующий должен придерживаться наиболее гуманных, красивых и честных практик. И возможно это освободит нас от наших моральных долгов  в этом и в следующем мире.

Ася Гагиева 

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home