• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса. Нечестные просьбы

Время чтения: 4 мин
11097

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

В одном из хадисов сказано: «Поистине, большая радость искренним и честным!» Одним из проявлений этих качеств в миру и во взаимодействии с людьми является… умение прямо просить о желаемом. На первый взгляд, может показаться, что этот вопрос не относится к перечню мусульманских тем. Однако являясь свидетелем того, какой вред причиняют отношениям непрямые просьбы, можно сказать, что этот вопрос требует освещения.

Большинство людей с особым уважением относятся к различным формам манипулирования и умениям и навыкам, связанными с ними. Гипноз, внушения, нейролинвистическое программирование и другие методики пользуются особым успехом и местом в системе ценностей более предприимчивых. Тех, кто обладает этими навыками и другими навыками убеждения и способностями «добиваться своего», окружают почтительным отношением, как людей, которые умеют достичь своих целей посредством других людей. Иные могут тратить на обучение им свои силы, время, деньги. Но насколько это честно? Ведь по факту мы восхищаемся теми, кто умеет обманывать так, что обманутый даже не подозревает, а порой даже считает делом чести быть обманутым. Насколько это поведение состыковывается с Сунной, нравом мусульманина, искренней верой.

Чтобы понять ответ на этот вопрос, давайте попробуем «расшифровать» суть нечестных или непрямых просьб. Непрямые просьбы – это когда человек вместо того, чтобы открыто попросить другого о желаемом, выбирает другой путь достижения цели – манипулирование, подхалимство, лицемерие и т.п.

Например, часто ребенок, которому не хватает родительского внимания и заботы, пытается привлечь его плохим поведением или «болезнью», понимая, что плохое поведение и болезнь – это точно то, что родитель не сможет проигнорировать. Подобные модели поведения, зародившись в детстве, становятся привычками взрослых. Понимая, что прямые и честные просьбы обычно не находят отклика у родителей и взрослых, дети учатся руководить ими посредством других способов, ухищрений.

Как утверждают психологи, ради управления другими, большинство людей «используют игры во власть, осуществляемые «сверху» или «снизу»: они постоянно  ворчат, вопят, умоляют, подкупают, защищают, обвиняют, спасают, кричат, преследуют, убегают, жаждут реванша, вызывают комплекс вины, обольщают, запугивают, выдвигают ультиматумы, балуют, хнычут, грозят самоубийством, читают нотации, оскорбляют, стараются угодить, выглядят беспомощными, запирают дверь и никого не впускают, производят впечатление, осуждают, напиваются, катаются по полу, никогда не признают ошибок, уходят, возвращаются, снова уходят, неосторожно водят автомобиль, принимают наркотики, переедают, работают по многу часов, не встают с постели, указывают людям, что им делать и чего не делать, анализируют, отрицают, составляют проекты, дают рационалистические предложения, замалчивают, закрываются в комнате -  в общем, делают все, что только придет в голову, для того чтобы попытаться руководить чьим-то поведением». Как видно, список обходных путей богат, и в основе его – двуличие и лицемерие, которые не позволяют человеку говорить честно о своих нуждах и необходимой от другого помощи.

Возможность прямо просить о том, чего человек хочет, связаны также со страхом, что другой откажет, обесценит просьбу или отвергнет. А этот страх – уже признак недоверия и неблагополучных отношений. Ведь хорошие отношения, это те, в которых один партнер может попросить другого о нужном и быть уверенным, что на его просьбу ответят. В поведении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы можем обнаружить пример такого доброго отношения к людям, при котором окружающие не сомневались в его щедрости, отзывчивости и хорошем отношении к ним. Как известно, он, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не отказывал людям и о нем говорили, что он раздает милостыню так (щедро), будто не боится бедности.

В хадисе от Хакима ибн Хизама передается: «Я попросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он дал мне, еще попросил его, и он дал, снова попросил его, и он дал, а потом сказал: «О Хаким, это имущество – приходящее, сладкое. Кто взял его со спокойной душой, для того оно благословенно, а кто взял его с душой домогающейся, - не благословенно оно для него, и он подобен тому, кто ест и не насыщается. А рука дающего лучше руки просящего».

Этот материал не призыв к тому, чтобы быть «просящей рукой». Но призыв к честности в просьбах, призыв отказаться от манипулирования другими и лицемерия во имя достижения своих целей через других людей. И нет основания гордиться умением манипулировать другими или восхищаться теми, кто ловко обманывает других. Нет основания восхищаться умом таких людей, потому что они используют его не на благие цели, а на скрытый обман. Такое уклончивое поведение не имеет ничего общего с мусульманским нравом, с исламскими ценностями. Как сказано в одном из хадисов, «верующий – добродушен и прост, а лицемер – хитер и подозрителен».

В другом достоверном хадисе сказано, что «религия – это искренность», включая искренность в отношении верующих. Умение просить о необходимом в открытой и честной просьбе, а не посредством лукавства и манипулирования – это лишь одна из множества «зон искренности», но именно в таких мелочах проявляется и с таких мелочей начинается правдивость верующего.

И не забывайте, что все, что вы получаете, будь то посредством просьб или собственного труда, - вы получаете от Всевышнего. А те, кто вам дает или отказывает, лишь «передатчики воли Всевышнего». Поэтому бессмысленно бояться человеческого отказа или отвержения (как мы говорили выше, страх перед отказом и становится поводом для манипуляций). В конце концов, чистая совесть и правдивость – богатство, которому среди мирских благ нет равных.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle