• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса. Бегство от правды

Время чтения: 3 мин
4245

Правдивость является одним из самых ценных качеств верующего, приводящего его в Рай. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что правдивость ведет к благочестию, а благочестие – к Раю. Но наверняка не каждый понимает, как сильно наше стремление бежать от нее, закрывать на нее сердце, отрицать и изворачиваться от ее стрел. Особенно если она касается нашего мнения о самом себе.

В 1978 г. Эдвард Джонс и Стивен Берглас провели эксперимент, в котором участвовали самые прилежные студенты одного из университетов. Им предложили пройти тест, а после его прохождения заявили, что у всех превосходные результаты (независимо от того, какими они были на самом деле). Затем их попросили пройти еще один тест, но… Перед вторым тестом студентам предложили на выбор один из двух препаратов (совершенно легальных): один повышал умственные способности, второй, наоборот, понижал. И какой из них  предпочло большинство студентов? На удивление испытателей большинство студентов выбрало второй препарат – понижающий умственные способности.

Результаты теста ни на что не влияли, но все же… Почему испытуемые намеренно снижали свои шансы на успех? По признанию некоторых из них и по предположению испытателей, такой выбор был сделан, чтобы в случае неудачи всю вину свалить на препарат, плохо влияющий на работу мозга (а не на сам мозг). Студенты показали, что им легче найти оправдание, чем признать собственные недостатки…

Но неприятная правда никуда не девается. Как говорится, шила в мешке не утаишь. Иногда долго скрывавшись под нашим самообманом она с треском вырывается наружу, громко заявляя о себе. Такое, например, можно обнаружить, когда усердный в поклонение вдруг «изобличается» в совершении мерзкого поступка. Или когда грешник оказывается милосердней праведника.

Человеческая душа состоит из множества частей – плохих и хороших. Никто среди нас не идеален, и никто не «безнадежно плох». Когда мы отрицаем или подавляем какую-то часть себя, то она от этого никуда не исчезает – она продолжает жить своей жизнью, требуя от нас внимания. Например, если сердце человека поражено жадностью, но он не хочет этого признавать умом и всячески закрывает глаза на этот свой недостаток, то жадность сама по себе не перестанет существовать – этот человек будет замечать ее в других людях. И так происходит не только с негативными чертами, иногда мы не признаем  в себе даже нечто хорошее. Психологи пишут: «Именно те черты, которые вы отказываетесь признавать в себе, вы начнете замечать в других людях. Если вы отделили от себя часть, нуждающуюся в получении любви и привязанности, то вы можете оказаться окруженным людьми, которые хотят любви и привязанности от вас. А если вы отрицаете, что вам нравится нести ответственность и управлять ситуацией, то вы можете обнаружить вокруг себя множество людей, старающихся руководить и управлять вами. То, что вы отвергаете в себе, продолжает существовать».

В свете таких сведений становятся понятными слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

- «Когда один муслим говорит своему брату (по вере) «неверный», то это слово обязательно возвращается одному из них» (Бухари, Муслим);

- «Кто скажет своему брату (муслиму): «Эй, кафир!», то поистине это слово обратится одному из двух» (Бухари)

- «Кто обвинит муслима в куфре и скажет ему: «Эй, враг Аллаха!», и если это не так, то это возвращается к нему самому» (Муслим)

Душа человека неоднородна, его личность соткана подобно мозаике из разных пазлов: красивых и не очень, хороших и плохих, благородных и недостойных, тех, которые ведут его к успеху и тех, которые становятся причиной его погибели. Если человек не осознает их и не строит свой целостный образ на основе этих многочисленных черт, подобно тому, как картину мозаики складывают из самых разных пазлов, то он будет находить эти пазлы в характере и поведении других.

Быть правдивым, честным, признавать свои слабости, огрехи так же как свои достоинства – значит иметь реальную возможность меняться в лучшую сторону, совершенствоваться. Тот, кто обманывает себя, лишен этого блага – потому что из самообмана можно соткать только новую ложь. Только правда пригодна для настоящих переворотов, для результативных действий. И в следующий раз, когда вы поднимете палец, чтобы указать им на какую-либо черту характера своего брата или сестры по вере,  одумайтесь, ведь вы сейчас в действительности указываете на него, а на самого себя...

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle