• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Главные вопросы и последнее сожаление

Время чтения: 5 мин
5842

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Наверно, одной из главных проблем каждого искреннего верующего является не только то, как он прожил или проживет жизнь, но еще и то, как он встретит смерть. Подготовка к ней – это, наверно, одна из важнейших задач верующего. В хадисе Кудси Всевышний говорит: «О сын Адама! Если бы тебе не было предопределено ничего, кроме смерти и ее трудностей, то тебе следовало бы не успокаиваться ночью и не радоваться днем. А как же быть, если после нее (смерти) еще труднее!»

Смерть, как это не звучит парадоксально, придает смысл нашей жизни. Многие люди, выжившие в «смертельных» условиях, говорили именно об этом: о том, что осознание грядущей смерти дало им новое понимание жизни, новый взгляд на их место, предназначение в мире. Человек, не помнящий о смерти, неразборчив. А тот, кто часто ее поминает и понимает ее неожиданность, живет собирая с жизни самые сливки. Он живет осмысленной, полноценной жизнью, не пытаясь, как ребенок  в детском магазине, приобрести все подряд.

Записки медсестры

Одна из работниц американской больницы для безнадежно больных составила «рейтинг» самых распространенных сожалений, с которыми умирали ее пациенты. Учитывая, что подавляющее большинство этих пациентов – немусульмане, я приведу этот рейтинг, включая свои «мусульманские» мысли на эту тему. И я надеюсь, что это будет полезно и читателям.

o Самое распространенное сожаление было: «Я сожалею, что у меня не было смелости, чтобы жить жизнью, правильной именно для меня, а не жизнью, которую ожидали от меня другие». Я думаю, что вопрос искренности, честности в отношении себя. Жизнь, прожитая ради других, - это жизнь, прожитая в самообмане и лицемерии.  Ведь лицемерие – это когда твои внутренние мотивы не соответствуют твоим внешним делам, когда то, что внутри  и то, что снаружи – не одинаковы! Для человека естественно быть честным, быть искренним, быть храбрым. В конце концов перед смертью этот самообман становится для нас очевидным, и человек понимает, что отдал свое время не тому, чего по-настоящему хотелось. Я думаю, то же самое испытывают  и те мусульмане, которые прожили жизнь в праздности, беззаботности, пытаясь вкусить все наслаждения жизни. Но и это самообман. Потому что развлечения и мирские блага – это подмена истинных ценностей человека. А истинными ценностями человека являются именно вера, любовь к Создателю, благодарность Ему, стремление к познанию, к самым основам своей души, к ее естеству, которая называется фитрой. К сожалению, под грудой собственного лицемерия не все добираются до этого источника в своем сердце. Но у каждого он есть, и каждый в нем – мусульманин.

o «Мне жаль, что я так много работал». Это сожаление связано с двумя вещами. 1. Это то, что люди работают, чтобы зарабатывать деньги на то, что в конце концов оказывается и не таким уж важным. Я думаю, что без шубы, машины и большого дома можно прожить и не так уж плохо, если в куртке ты не мерзнешь, в автобусе есть сидячие места, а в маленьком доме есть тепло, мир и уют. 2. Сожаление также связано с тем, что посвящая все свое время работе, эти люди не могли в полной мере посвятить себя взаимоотношениям с семьей и родными. Работа хотя и приносит доход и материальное благополучие, но не дает познать радостей близости с дорогими людьми.

o «Мне жаль, что у меня не было смелости выразить свои чувства». Быть близким кому-либо и позволить кому-то быть близким тебе – это так естественно и приятно. Но часто этому препятствует страх быть отверженным, страх разочароваться или еще что-нибудь менее значимое, чем радость взаимности. В отношениях с близкими, родственниками мы всегда подразумеваем любовь и принятие «по умолчанию». Но ведь людям важно и слышать об этом. Если мы говорим искренние слова любви, доверия друг другу, то они не могут быть вредными – пусть человек знает, что он дорог для вас. Навредить отношениям они могут, наверно, тогда, когда идут не от сердца, когда они говорятся ради манипуляции или корыстных целей. Приводится хадис от Анаса, в котором он сказал: «Однажды я сидел в обществе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и когда проходил один человек, некто из находившихся с нами, сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого человека» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Ты сказал ему об этом?» Он ответил: «Нет». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так встань и скажи ему об этом!» И этот человек догнал его и сказал: «О такой-то, поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», - на что тот ответил ему: «Да полюбит тебя Тот, ради Кого ты полюбил меня!»  Также в другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас полюбил своего брата (в Исламе), тот пусть сообщит ему о том, что он его любит» . Мы так часто не успеваем сказать близким самых дорогих,  важных слов. Не упускайте этой возможности по причине страха, ведь вы не знаете, сколько еще времени у вас на это есть…

o «Мне жаль, что я не поддерживал отношений со своими друзьями». Многие люди так сильно увлекаются своими проблемами, что не находят времени ни на друзей, ни на родственников. Друзья, братья и сестры по вере – это одно из богатств верующего, и если он не находит для него времени, значит он игнорирует важную часть жизни. Дружба ради Аллаха – это одно из благ мира земного и вечного. Всевышний Аллах говорит: «Моя любовь стала обязательной для любящих друг друга ради Меня, и для тех, которые сидят друг с другом (беседуя) ради Меня, и для тех, которые навещают друг друга ради Меня, и для тех, которые дарят друг другу ради Меня» 

o «Мне жаль, что я не позволил себе быть более счастливым». Это сожаление – самое неождианное. Потому что говорит о том, что человек, всю жизнь жил в иллюзии, что счастливым его должен сделать кто-то другой или что-то из внешнего мира: богатство, связи, почет, друзья, родные и т.д. Нет. Человек счастлив настолько, насколько он позволяет себе быть счастливым. Счастье – это не чей-то приговор, а выбор человека. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с таким дуа: «О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!»  Человек не может стать счастливым в мгновение ока, но он может прилагать усилия, чтобы стать таковым, делать то, что приводит к счастью в обоих мирах. Он может искренне молиться Всевышнему, подобно Ибн Умару и просить для себя счастья. Главное, чтобы еще при жизни человек понял: счастье или несчастье – это не внешние обстоятельства, его внутренний выбор.

Я думаю, каждому человеку было бы полезно задуматься над вопросом: «Если бы я сейчас умер, то умер бы я с радостью или сожалением? Было бы мне стыдно перед Всевышним за эту жизнь или в ней было бы хоть что-то ценное, что я мог бы принести к Аллаху без стыда и совершенное искренне ради Него? Если бы я сейчас умер, смотрел бы я на свою жизнь как на дар или как на ошибку? Если я сейчас умирал, то о чем было бы мое главное сожаление?» Важно задать их искренне, самому себе, в самую глубину сердца, которая открывается обычно только перед смертью. В самое дно собственной души, где похоронена истина, где обычно хоронят счастливый индивидуальный путь каждого человека. Кто-то получит ответ, от которого сердце встрепенется и захочется жить другой жизнью. А кто-то просто перевернется на другой бок и продолжит свой сон.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle