• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Два вида богатства

Время чтения: 4 мин
8513

Множество иллюзий, засоряющих сердце, мешают человеку ясно видеть и понимать реальность. Искаженное восприятие действительности препятствует благополучию и удовлетворенности человека. одной из таких иллюзий является представление о богатстве.
Что делает человека богатым? Все ли богачи счастливы? И почему для подавляющего большинства богатство ассоциируется только с деньгами?

Богатые тоже плачут

Мы привыкли мерить богатство человека его имуществом: недвижимостью, финансами, возможностями. Но наличие больших денег не всегда соответствует внутреннему состоянию. И деньги, тем более, не делают человека счастливым.

Я вспоминаю историю одного из ансаров Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого звали Саъляба ибн Хатыб.

Как-то он попросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вымолить у Всевышнего для него богатства. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Лучше иметь мало и постоянно благодарить за это Бога, чем иметь многое, с чем тебе не справиться». Но САъляба настаивал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты вымолишь у Всевышнего для меня состояние,  я каждому вымолю то, что ему надлежит». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вознес молитву за Саълябу. Саъляба сначала приобрел несколько овец, и те стали обильно плодиться. Саъляба стал пропадать с ними на пастбищах, пропуская молитвы. Дошло до того, что он стал пропускать и пятничные молитвы. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Горе Саълябе!»

Когда мусульманам был предписан закят, сборщики пришли к Саълябе за выплатой. Он сначала всячески уклонялся, а затем обозвал закят «джизьей» (налог, выплачиваемый немусульманами в казну мусульманского государства, в котором они проживают).

Всевышний ниспослал следующие аяты:

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих Щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали. Разве они не знали, что Аллаху известны их секреты и тайные беседы и что Аллах является ведающим сокровенное?» («Ат-Тавба»/ «Покаяние», аяты 75-78)

Сахлябе передали, что в отношении него с упреками ниспосланы божественные аяты, после чего он спохватился и явился с закятом к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказывался принять от него вплоть до самой своей смерти. Его примеру также последовали халифы Абу Бакр, Умар и Усман, в правление которого Саъляба и умер.

Очевидно, богатство не сделало Саълябу счастливым. Наоборот, оно отдалило его от божественной милости и довольства. Саъляба приобрел большие стада и значительную прибыль, но потерял душевный покой в этом мире и счастье в последующем (согласно аятам Корана).

Примечательна также история одного из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Умар ибн аль-Хаттаб назначил его правителем одного из городов во время своего правления. И вот когда однажды Умару принесли список бедняков, которым следует отдать закят, Умар был удивлен, увидев в их числе одного из своих назначенцев, Саида Ибн Амра аль Джумахи.

Делегация от Умара пришла к Саиду с кошельком, полным золота. Саид заглянул внутрь и увидев внутри динары, оттолкнул его со словами:

«Инна лиЛлях1и ва инаа иляйх1и арджиун»  («Истинно, мы принадлежим Аллаху, истинно к Нему и возвращаемся»)

Обеспокоенная жена спросила, что же такого случилось, что Саид испугался, будто его постигло бедствие:

- Что случилось, Саид?! В чем дело? Неужели умер повелитель правоверных?!

Саид ответил:

- Случилось нечто более серьезное, чем это.

Жена воскликнула:

- Неужели мусульмане потерпели поражение в бою?!

Саид ответил:

- Нет, случилось нечто еще более серьезное, чем это.

- Что же это такое? Что может быть хуже этого? – спросила жена.

Саид ответил:

- Ко мне подступили мирские соблазны. В мой дом вселилась смута, совращающая меня, - ответил Саид.

- Так покончи с этим, - предложила жена.

- Та поможешь мне сделать это? – спросил Саид.

- Да, - ответила жена.

Тогда Саид разложил динары по кошелькам и раздал их бедным мусульманам.

Удивительно отношение к богатству первых мусульман и мусульман современных. Трудно поверить, что то, что большинство современников считает признаком благополучия, первые мусульмане воспринимали как серьезное несчастье, бедствие, сокрушающее с пути. Богатство «опасно» тем, что порождает в душе человека скупость. Ведь все знают о том, что бедняки с большим удовольствием делятся с другими (то есть дают милостыню, выплачивают закят), чем обеспеченные люди. В чем может быть причина этого? Наверняка в ненасытности нафса, который с первыми грошами просыпается и начинает требовать большего. Ведь в одном из хадисов говорится, что даже если у человека будут две горы золота, он пожелал бы третью по причине своей алчности. Деньги, возможно, открывают для человека больше возможностей в мире земном. Но нужно помнить, что одновременно с мирскими дорогами для него открываются и дороги в Ад. По причине скупости, накопительства и неправильного распределения такой милости Аллаха, как материальное богатство.

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle