• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Душу невозможно скрыть

Время чтения: 5 мин
5963

С именем Аллаха, милостивого и милосердного!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Религия – это проявление искренности». У него спросили: «К кому, о Посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «К Аллаху, к Его книге, к Его Посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще».

Наверно, не всякий может позволить себе быть искренним. Мешает страх отвержения, чужое мнение, собственные сомнения и неверие. Многие проживают свою жизнь за некой личностной ширмой, скрывая свое истинное лицо не только от других, но и от себя. Но вместе с тем парадокс заключается в том, что человек, каким бы он ни был лицемером, является одновременно и самым искренним!

Каким образом?

Нам кажется, что неблагочестивую душу можно скрыть в груди; что неприглядные мысли можно спрятать в голове; что плохие дела можно похоронить в прошлом. Но! Факт заключается в том, что все наши тайны, несмотря на наши ухищрения, настолько явны, что их можно прочесть как открытую книгу. Мэтр психологии Зигмунд Фрейд сказал: «Имеющий глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может убедиться, что ни один смертный не может сохранить тайны. Если уста его молчат, то он будет постукивать кончиками пальцев; и измена просочится через каждую пору его кожи».

Если уста наши молчат, если на лице нашем маска, если дела наши показные, то тайны нашего лицемерия просочатся через другие щели, через другие стороны нашей жизни.

Истина проявляется через…

Как проявляется истинное Я? Как открываются миру наши грехи и недостатки в вере?

• Внешность. Благие дела не могут изменить черт лица подобно пластическому хирургу. Однако добрая душа проявляется через внешнее обаяние. Человек может быть по природе не очень привлекательным, но доброта его души, его внутренний свет будет озарять его лицо и делать его милее, привлекательнее. Также и в отношении лицемеров. Их речи могут быть сладкими, дела – «гладкими», однако они будут производить неприятное впечатление, отталкивать. Их темные стороны проявятся через внешность. Как сказал один ученый: «Грехи делают лицо человека некрасивым».

• Оговорки.  В истории психологии впервые на оговорки (описки, очитки, ослышки, забывание, действия «по ошибке») обратил внимание основатель психоанализа З. Фрейд. Он предполагал, что с виду незначительные и бессмысленные ошибочные действия (несмотря на кажущуюся их нелепость и невинность) являются внешним проявлением внутренних конфликтов и вытесненных желаний. Например, человек, который якобы ненавидит другого, вместо гневного «Я убью тебя» может оговориться и сказать «Я люблю тебя». Или лицемер вместо того, чтобы сказать «Я стараюсь во имя довольства Аллаха», оговориться и сказать «Я стараюсь во имя недовольства Аллаха». Дело в том, что в природе человека нет ничего случайного, и оговорки порой говорят о человеке больше, чем его сознательная речь. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Неужели те, чьи сердца поражены недугом, полагали, что Аллах не выведет наружу их злобу (или зависть)? Если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам. Аллах знает о ваших деяниях».

• Окружение. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждый человек на вере близкого друга». Если человек ведет себя как правоверный мусульманин, но при этом любит проводить время в компании явных грешников, невежд и неверующих, тогда это говорит о его душевой склонности к таким людям и их делам. Ведь люди объединяются на основании того, что они обладают чем-то общим. При этом важно не только то, к кому тянется человек, но и то, каких людей он обычно притягивает. Потому что подобное тянется к подобному.

• Супруг/Супруга. Всевышний является Внимательным и Мудрым и посылает в спутники того человека, которого мы заслуживаем. Обычно мужчина ищет в супруги хорошую женщину, а женщина надеется обрести хорошего супруга. Но эти надежды обречены на провал, если человек сам не старается быть хорошим, достойным. О мужчине можно судить по его супруге, как и о женщине – по ее мужу. Ведь они, как и друзья, соединены чем-то общим. Не всегда это социальное положение или возраст или какие-то другие внешние критерии. Общим для них может нечто более глубокое, касающееся глубин их души. Например, их намерение, их религиозные взгляды, их мировоззрение или черты характера. В Коране Всевышний говорит: «Скверные женщины – для скверных мужчин, а скверные мужчина – для скверных женщин. И хорошие женщины – для хороших мужчин, а хорошие мужчины – для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят они (клеветники). Им уготованы прощение и щедрый удел».

• Душевное состояние. Однажды у Суфьяна ибн Уйна спросили  о душевном беспокойстве, у которого нет понятной причины. На что шейх ответил: «Причина этого – грех, который ты хотел совершить и не смог, за что  и воздалось тебе». Когда шейх Ибн Теймия привел эти слова, он добавил: «Поистине, у грехов есть воздания, у скрытых – скрытые, у явных – явные». Депрессии, печаль, беспокойство обычно являются следствием слабой веры и побочным эффектом грехов. Истинный верующий, несмотря на жизненные трудности, остается улыбчивым, сильным, жизнестойким. Наилучшее подтверждение тому – пример нашего Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который несмотря на множество трудностей, оставался самым улыбчивым и добрым человеком.

Зеркало нашей души

Все, что с нами происходит, - это отражение нашей души, наших дел, мыслей, убеждений. Работа, которую мы выбираем, люди, с которыми мы общаемся, дела, за которыми проводим время, передачи, которые мы смотрим, что мы слушаем, что читаем, что переживаем, с кем живем, кого любим и кого ненавидим. Все это – зеркало нашего внутреннего мира. И чтобы взглянуть в него, нам нужно открыть свое сердце и вглядеться в каждую морщинку нашей души. Тогда мы поймем, что в нашей жизни нет ничего случайного, тогда мы увидим Мудрость и Внимательность Всевышнего, и может быть тогда, столкнувшись с настоящим собой, нам действительно захочется измениться и стать лучше. А стать лучше – значит, сделать лучше свою жизнь и в дунья, и в Ахира. По милости и благословению Всевышнего Аллаха.

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle