• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Черты зрелой личности и нрав верующего. (Начало)

Время чтения: 5 мин
2930

Недавно, читая книгу Виктора Франкла «Сказать жизни «да» («Психолог в концлагере»), повествующей об ужасах и тяготах заключения в концентрационных лагерях времен Второй мировой, я наткнулась на строки, которые мягко говоря мне не понравились. Хотя книга посвящена совершенно другому, эти строки были одним из ярких, хоть и неприятных впечатлений, оставшихся о книге. Один из офицеров, давая урок выживания, говорит автору:

«Хотите жить – производите впечатление работоспособного. Достаточно самого маленького упущения – и все пропало! Ну, допустим, у вас там с ботинком что-то, и вы чуть-чуть прихрамываете. Стоит офицеру СС это заметить, и газовая камера вам обеспечена. Знаете, кого у нас называют «мусульманин»? Скорбная фигура, опустившийся, тощий, больной вид, – сразу видно, что к тяжелой работе не способен».

С каких пор мусульманин стал отождествляться с «тощей» и «больной» фигурой? И до каких пор такое представление о верующих будет жить?

Опровержение этому представлению я нашла у другого психолога, Абрахама Маслоу. И хотя Маслоу не упомянул слова «мусульманин», те черты, которые согласно ему, присущи психологически здоровым и успешным в личностном росте людям, аналогичны тому, чем учил нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Проводя параллели между этими чертами и Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы сможем в этом убедиться.

Зрелая личность Абрахама Маслоу

Маслоу считал, что такие личности составляют около 1 % населения и являются образцом психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность, людей. Какими чертами они обладают?

1. Более адекватное, чем у других, восприятие действительности, свободное от влияния основных потребностей, стереотипов, предрассудков.

Верующий – это человек, который мыслит и предпринимает действия, учитывая не только нынешнюю жизнь, но и будущую. Главным определяющим в системе его ценностей является не отношение к окружающим, не мирские блага, а страх перед Всевышним и поиск Его довольства. Никакие предрассудки, стереотипы, потребности не должны иметь на него такого влияния, чтобы сбить с прямого пути, ведущего к милости Аллаха. Верующий соотносит свои дела с Сунной и словом Всевышнего, а мирские «правила», будь то традиции или общественное мнение, не могут ему в этом помешать. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за плохим деянием соверши благое, которое сотрёт собой дурное! И в отношениях с людьми придерживайся благонравия»

2. Принятие себя и других такими, каким они являются, отсутствие искусственных, хищных форм поведения.

Верующий должен сделать порицание или одобрить благое, однако в отношениях с братом он остается миролюбивым, верным, любящим. Если брат оступился, вместе с открытым порицанием его поступка он втайне возносит мольбы за него, чтобы Всевышний вел его и всех мусульман по истинной стезе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не завидуйте друг другу, не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о слуги Аллаха, братьями. Один мусульманин – брат другому мусульманину: он не притесняет его и не предает его интересы, он не лжет ему и не оскорбляет его презрением. Очень дурно для каждого человека испытывать чувство презрения по отношению к своему брату мусульманину». Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Религия – это проявление искренности». «К кому?» - спросили люди. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «К Аллаху и Его книге, к Его Посланнику, к правителям мусульман и к мусульманам вообще»

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

Благонравие – это одно из достоинств, к которым призывает Ислам и благодаря которому большинство верующих станут обитателями Рая. Быть благонравным – это значит быть добрым, мягким, чутким. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний любит мягкость (доброту) в каждом деле». Также рассказывается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды спросил: «Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)»  Сюда входит и умение ладить, находить общий язык, проявлять искренность, доброту в отношениях с другими и безусловное пожелание добра.

4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Ты безупречен! Защити же нас от мучений в Огне»

Размышление о мирском и вечном, о знамениях Всевышнего, о жизни и смерти, которые не просто «убивают время», а толкают человека к улучшению качества своей жизни и к стремлению к росту и близости со Всевышним – это важная духовная практика верующего. Совершая поступок, верующий ориентируется не только на его последствия в мирской жизни, но и думает о том, чем он отзовется в будущем – в день Суда. Поэтому рассматривать свою деятельность под углом зрения вечности – это естественное для верующего отношение к своим делам и жизни.

5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству, что не отражается на постоянстве их хорошего настроения.

Верующий понимает недолговечность и маловажность многих событий этого мира, он не увлекается его прикрасами и не заглядывается на его места развлечений. Истинный верующий следует наказу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Будь в этом мире словно чужестранец или путник» 

Такая позиция помогает верующему спокойно относиться к встряскам жизни и тем самым не отвлекаться от главного – поклонения Всевышнему.

Что касается склонности к уединению… Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси: «О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который знает, что он умрет один, войдет в могилу один, будет давать отчет один, однако он ищет радости в людях». В другом хадисе Всевышний говорит: «Проси у Меня благополучие в долгом здравии, спасение в уединении, искренность в стремлении, благочестие к Аллаху в покаянии, богатство в довольстве малым»

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle