• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Быть верующим не значит быть святым

Время чтения: 4 мин
8801

Иногда в погоне за совершенством в поклонении, следовании заветам Всевышнего мы становимся менее терпимыми и миролюбивыми в отношении других. Потому что развивая одну часть своего сердца, начинаем отрицать его противоположную. А отрицая ее в себе, следовательно, нам хочется подавить ее и  в других людях. Так закладываются основы неосознаваемого высокомерия, зарождается агрессия и презрение к другим. Причиной таких последствий является отрицание. Нам хочется быть совершенными, а совершенство предполагает безупречность и чуть ли не святость, которая априори человеку не свойственна.

Всевышний создал человека полноценным и имеющим как «позитивную», так и «негативную» часть, совершающим как плохие, так и хорошие дела. Вспомним историю Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он был в возрасте трех (!) лет, когда его сердце было вырвано из груди, омыто и очищено от «доли шайтана» ангелами. Оно было омыто и во второй раз, прежде его Ночного путешествия водой зам-зам. И все равно он говорил: «Поистине, (бывает так, что) сердце моё окутывается, и, поистине, я прошу Аллаха о прощении по сто раз в день». (Ахмад, Муслим, Абу Дауд) И если так говорил сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то что уж говорить о нас, простых мусульманах, которые не являются ни посланниками, ни пророками. Факт нашей небезгрешности не должен нас пугать – напротив, в этом есть милость, которую мы не сразу осознаем. Ведь Всевышний не требует от нас непосильного или слишком тяжкого. В Коране сказано:

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 185). И сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)» (Бухари).

Мы не можем контролировать все свои действия и намерения. В нашей психике много того, что не поддается просто контролю и коррекции по щелчку пальцев. Но имея намерения приблизиться к Всевышнему эти данности не должны нас вводить в отчаяние и приводить к гневу в отношении себя и других. Наоборот – следует принять и смириться с этим, не впадая в другую крайность.

Совершение грехов неизбежно. Но не святость вводит людей в Рай, а их преданность Аллаху и возвращение к Нему после оступления. Сообщается, что Абу Аййюб, да будет доволен им Аллах, сказал, когда подступила к нему смерть: «Я (до сих пор) скрывал от вас кое что, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы творения, которые стали бы совершать грехи, а Он прощал бы их!» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).

Ученые сказали: «Смысл хадиса не в том, что Аллах дозволил грехи, нет, Аллах запретил их, однако Он знал, что они будут и Он будет стирать их с кого пожелает и прощать кого пожелает, когда они будут приносить покаяние. В хадисе также содержится указание на то, что грех неизбежен и пусть не отчаивается верующий, и пусть знает, что это должно было случиться и пусть он приносит свое покаяние Аллаху и пусть торопится с покаянием, ведь Аллах принимает покаяние кающихся. И не является предопределение (знание Аллаха о грехе) оправданием ни для кого, однако это для того, чтобы ты не терял надежду и чтобы не отчаивался и принёс покаяние Аллаху. Ведь это то, что предписал Аллах и тебе и другим, а потому не отчаивайся, а спеши с покаянием, ведь Аллах прощает кающихся, Свят Он и Велик. Он знал, что грех будет иметь место среди джинов и людей, и что Он будет прощать тем, кто кается и принимать покаяние обратившихся к Нему и стирать грехи настойчиво и упорно просящих Его, что будет великодушием от Него и милостью, дабы проявились следы Его прекрасных имен, как ат-Тавваб, ар-Рахим, аль-Афув, аль-Гъафур».

Бывает, что верующий подвержен вредным привычкам, являющимся греховными, но и это не должно «клеймить» его как потерянного и отдаленного от Аллаха человека, не имеющим шанса на прощение и благой конец. Передается в Сахихе Бухари от Умара, да будет доволен им Аллах, что во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жил человек по имени Абдуллах, и у него было прозвище химар (осел), и он смешил Пророка, да благославит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, наказывал его за выпивку, и однажды когда в очередной раз его привели для наказания, один мужчина сказал: «О Аллах, прокляни его, как часто его приводят (по этой причине)». Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не проклинай его, ведь клянусь Аллахом, я знаю, что он любит Аллаха и Его посланника». (Бухари)

Это показывает, как кроток, добр и милостив Аллах к Своим творениям. Он не требует от нас святости, не требует «соперничества с религией», которое утомит нас и в конце концов лишит сил, но Он готов вознаграждать и прощать нас за наши (даже редкие) благодеяния, светлые мысли, покаяние и исправление. Всевышний Аллах желает блага Своим творениям и Он – на нашей стороне. А осознание этого факта вдохновляет на хорошие поступки и делает нас более скромными, простыми и приятными… В отношениях с собой и с другими.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle