Быть чуждым - проклятье или благословение?

1621

Быть чуждым - проклятье или благословение?

С именем  Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Во многих обществах непохожесть на других почти всегда была сродни проклятью. При чем это касалось не столько тех, кто отличался нечестием и безнравственностью, сколько тех, кто превосходил других в добродетели и праведности. Так, под прицел всеобщего неодобрения часто попадали мудрецы, праведники, пророки и посланники.

Нельзя сказать, что в наше время к «чуждым» другое отношение. И сегодня, якобы в цивилизованный XXI век, не каждый осмеливается отстаивать правду в противовес заблуждающемуся большинству. Вспоминаются слова одного испанского мыслителя, который писал: «Лучше быть безумным со всеми, чем разумным в одиночку, – говорят люди политичные. Раз безумны все, никто не осудит. Но мудреца одинокого объявят безумцем за то, что не плывет по течению. Иногда лучшая наука – не знать либо притворяться, что не знаешь. Жить приходится с людьми, а люди в большинстве невежды. Чтобы жить в одиночестве, надо либо во многом походить на бога, либо во всем – на скота.

Но я изменил бы афоризм и сказал бы: «Лучше быть благоразумным с большинством, чем безумным в одиночку». Некоторым же нравится быть единственными в своих чудачествах».

Однако в Исламе другой взгляд на «чудачества». И в Коране и в Сунне есть сообщения, указывающие, что людей истинного пути всегда меньше, а большинство же находится в заблуждении:

«Но среди Моих рабов мало благодарных» (сура «Саба», аят 13).

«Но большинство из них не разумеет» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 63).

«Но большинство людей не знают» (сура «аль Аъраф», «Преграды», аят 187).

«Но большинство людей не веруют» (сура «Худ», аят 17).

«Но большинство людей не благодарят» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 243).

«Кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало» (сура «Сад», аят 24).

«Воистину, многие люди являются нечестивцами» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 49).

Пророческие сообщения также указывают, что благочестие и праведность – настолько редкие качества, что их обладатели скорее будут «чуждыми» в обществе. Так, в одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Ислам начался чуждым и вернётся также чуждым, как и начался. И Туба (дерево в Раю) – чуждым». Люди спросили: «Кто такие чуждые, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Те, которые исправляют, когда портят люди» (передано от Абу Амра аль Дани, в хадисе от Ибн Масъуда) В другой версии сказано: «Это небольшая группа людей среди большого числа нечестивцев. И тех, кто противостоит им, будет больше, чем тех, кто следует за ними». (передано от ибн Асакира).

Непохожесть, как признак преуспевших, упомянута и в сообщениях, касающихся женщин.  Амр ибн Хузайма, да будет доволен им Аллах, рассказал следующее: «Когда мы были с Амром ибн аль-Асом в Хадже или в Умре, с нами была женщина, на которой были браслеты и кольца, которые стали видны, когда она высунула руку из паланкина, и Амр ибн аль-Ас сказал: «Когда мы вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были в этом ущелье, он сказал: «Посмотрите, видите ли вы что-нибудь?» Мы сказали: «Мы видим ворону с белым животом, красным клювом и красными лапками». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдут в Рай женщины, если только одна из них не будет подобна этой вороне из числа других ворон!» (Ахмад, Абу Яъля).

Имам ас-Сафарини относительно смысла этого хадиса сказал: «Аль-Гъазали говорил, что смысл этого хадиса в том, что праведных женщин мало, и что лишь малое количество из числа женщин войдет в Рай!» Другие утверждают, что смысл хадиса в том, что праведная женщина такая же редкость, как и ворона с белым животом, красным клювом и красными лапками.

Известный ученый говорил, что мусульмане являются «чуждыми» относительно большинства. Истинные верующие - «чуждые» среди мусульман. И ученые – «чуждые» среди верующих.

Наверняка каждый правоверный мусульманин время от времени чувствует себя чуждым. Растущая безнравственность, возводимая в ранг «свободы самовыражения» или «смелости», предпочтение большинством преходящих благ вечным ценностям и другие «прелести» цивилизации в определенной степени заставляют чувствовать себя отчужденным и одиноким среди непонимающего большинства.

Но пророческие и коранические сообщения подводят к мысли, что нет ничего предосудительного или отталкивающего в «непохожести», если она состоит в праведности, смирении, знаниях, скромности и других добродетелях, свойственных рабам Милостивого. И с этой позиции «чуждость» - это скорее признак благословения и преуспеяния, нежели повод для сомнений и печали.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home