• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

3 признака ложной набожности

Время чтения: 3 мин
6263

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Наверно, нет другого такого эффективного способа введения себя в самообман как благие деяния. Благодеяния, диктуемые якобы набожностью человека, часто являются прикрытием его непристойных дел и мыслей. Такую набожность можно назвать ложной. И у нее три основных признака.

  1. Частичное принятие религиозных предписаний.

Набожный человек принимает религию целиком. Как сказано в аяте: «О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг» (сура «аль-Бакара», «Корова», аят 208). Но ложная набожность отличается от истинной тем, что человек обходит религиозные вопросы, которые противоречат его интересам. Например, в одних вопросах его ведущим мотивом может быть общественное мнение, которое расходится с религиозными предписаниями, а в других – якобы повеления Всевышнего. На самом деле главный мотив такого поведения – это личный интерес. И тогда для прикрытия в ход идут то мнения, то традиции, то религиозные предписания. В зависимости от того, что на данный момент больше оправдывает желания человека.

  1. «Подтягивание» Сунны под собственные желания.

Когда человек хочет внешне выглядеть соблюдающим, но при этом сохранить внутренний мир прежним, не работая над своими ошибками и недостатками, то им может овладеть поиск далилей для своих погрешностей. Например, иные мусульмане, желая «подвести» свое желание потанцевать под Сунну, приводят то историю с эфиопами, устроившими военный танец у мечети, то малоизвестные (и скорее всего ложные) истории из жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, якобы являющиеся свидетельством, что мужские танцы – это следование Сунне. Или другой пример – когда желание убивать и проявлять жестокость «оправдывается» аятами и военными походами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Подобные попытки не только подразумевают вознесение лжи на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но и наносят вред религии в целом, создавая ложный образ Ислама у немусульман. Но преступление остается преступлением, даже если стараться его украсить благими намерениями.

  1. Не замечая бревна, исследовать соринку.

Это особая категория набожных, чье внимание заостряется на незначительных деталях, в то время как более важные вопросы остаются нерешенными. Например, человек, который забыл молитву, но увещевает других относительно хиджаба. И вопрос не в том, что не нужно делать напоминания (нужно!), а в том, что человек, довольствуясь своими незначительными деяниями, непоколебимо верит в свою непогрешимость. Ходячий минбар, раздающий наставления направо и налево.

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, говорил: «Необходимо обратить внимание на следующий факт: оставление сомнительного в тонких моментах к лицу лишь тем, чьи дела налажены полностью. Что же касается того, кто, будучи известным своими грехами, начинает проявлять набожность в тонкостях, то его поступок подвержен критике». Рассказывают, что однажды к Ибн Умару, да будет доволен им Аллах, пришли иракцы с вопросом: «Что скажешь о человеке, который будучи в ихраме, убьет комара?» Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Спрашиваете меня о крови комара, когда среди вас убийца Аль-Хусейна?!»

Истинная набожность проявляется сначала в соблюдении основных религиозных предписаний, в избегании больших и малых грехов, а затем уже – в соблюдении религиозных тонкостей. В ином случае человек может быть обманут своим нафсом, который уделяя внимание малому, отвлекает от более важного. Рассказывают, что когда имаму Ахмаду сообщили о человеке, который при покупке товара обговаривает стоимость обертки, он удивился. Но когда ему сказали, что это суфий по имени Ибрахим ибн Аби Наым, известный своим аскетизмом, то он отнесся к его поступку с пониманием.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle