• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вступит ли Турция в Таможенный союз?

Время чтения: 3 мин
5288

Таможенный союз (ТС) как инструмент торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России отсчитывает свою историю с 1995 года, когда руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС (Евро-Азиатское экономическое сообщество). Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией 6 октября 2007 года в Душанбе. Единая таможенная территория предполагает отсутствие таможенных пошлин и ограничений экономического характера в торговых операциях стран-участниц.


Руководство ТС всегда было настроено положительно к перспективам расширения границ союза за счет присоединения новых стран. В этом свете весьма обнадеживающей выглядит перспектива присоединения к Таможенному союзу Турецкой Республики. О соответствующих намерениях турецкого руководства стало известно со слов президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. 24 октября 2013 года во время заседания Высшего евразийского экономического совета, которое недавно прошло в Минске, Назарбаев заявил о том, что Турция проявляет интерес к вступлению в Таможенный союз. По словам Назарбаева, с просьбой рассмотреть вопрос о присоединении Турции к ТС к нему обратился лично президент Турции Абдулла Гюль.


Однако эксперты полагают, что история с вступлением Турции в ТС представляет собой лишь политическую интригу, целью которой является шантаж Евросоюза, который на протяжении вот уже почти десяти лет (с 2005 года, когда начались переговоры Турции о вступлении в ЕС) водит Анкару «за нос». Иными словами, страны ЕС не видят Турцию в своем составе, высокомерно относя ее к разряду стран третьего мира, хотя по ряду показателей экономика Турции развивается более успешно, чем экономики ряда стран ЕС. Вероятно, турецкие лидеры пресытились европейскими отговорками и претензиями настолько, что они либо: а) решили припугнуть их, заявив о намерении присоединиться к ТС, либо б) решили переориентировать внешнеполитический курс страны.


Кстати, доводов в пользу верности пункта «б» больше. Например,все больше и больше граждан Турции пополняют ряды противников вступления их страны в ЕС, что не может не оказать влияния на внешнюю политику турецких властей. В общем, объективный и трезвый анализ перспектив вступления Турции в ТС показывает, что руководство страны способно совершить реальные шаги в данном направлении. Иными словами, вовсе необязательно, что турецкие лидеры пытаются перехитрить Европу. Вполне возможно, что их намерения относительно вступления в ТС обоснованы и серьезны. Ведь в случае вступления в Таможенный союз (где Турции будут только рады) турецкая сторона получит неплохую альтернативу ЕС (где от Турции брезгливо отворачиваются). И если так, то первым делом Анкара получит льготные условия  доступа к энергетическим и природным ресурсам стран-участниц ТС, чего так сильно не хватает Анкаре для стимулирования экономического роста. Иными словами, результат от вступления в ТС Турция получит немедленно в виде более дешевого газа, нефтепродуктов (в Турции самый дорогой бензин) и других ресурсов, тогда как от ЕС Турция не получила пока ничего, кроме политических «пинков», например, как это произошло, когда по инициативе Германии переговоры о вступлении Турции в ЕС были временно заблокированы в связи с действиями турецких властей в ходе массовых манифестаций 2013 г.


Исходя из сложившейся политической ситуации, Евросоюз будет вынужден либо пойти на уступки и без лишних церемоний предоставить Турции членство в ЕС, либо потерять ее, что приведет к усилению как Таможенного союза ЕврАзЭС, так и позиций России в Закавказье и, в целом, на Ближнем Востоке.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle