• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Стадное чувство – инструмент дьявола

Время чтения: 3 мин
4428

Самым ехидным рассказом о причинах штурма Зимнего дворца в ноябре 1917 года является, пожалуй, следующий анекдот: Толпа матросов, охваченных неуемным желанием напиться, прибежала к Смольному дворцу, в котором в те дни находился Ленин. Злые матросы стали требовать у него выпивку. Ленин ответил, что выпивки нет. «А где есть?» - заорали матросы. «В Зимнем есть!» - сказал Ленин. Толпа, сотрясая пространство криками «Ура-а-а!!!», бросилась штурмовать Зимний дворец…

В анекдоте, конечно же, нет ни капли исторической правды, но есть другая правда, правда о сокрушающей силе стадного чувства, которое охватывает группу людей или толпу, лишает всех разума и заставляет их совершать безумные дела. Оглянитесь: преступления, совершаемые толпами людей, охваченных стадным чувством, происходят ежедневно. Мотивы коллективного безумства при этом могут быть совершенно разными. Вспомнить хотя бы постоянно повторяющиеся бесчинства футбольных фанатов. Или вот на днях в Варшаве произошли массовые беспорядки, в ходе которых бесчинствующие толпы польских националистов нанесли материальный урон дипломатической миссии Российской Федерации в польской столице.

Особо хочется остановиться на том,что совершила толпа обезумевших людей со свергнутым главой Ливийской Джамахирии Муаммаром Каддафи. Случившееся называется судом Линча, или, проще -  самосудом. Эту трагедию нельзя оправдать ни юридическими, ни религиозными нормами. Светские юридические нормы могут быть попраны толпой религиозно мотивированных людей. Их еще можно понять, ведь для религиозного человека божественный закон выше светского. В случае с Муаммаром Каддафи толпа, если она состояла из мусульман, должна была потребовать шариатского суда. Но толпа предпочла совершить самосуд. А ведь все в толпе считали себя верующими мусульманами. Этот факт доказывает простую вещь: безумие, охватывающее толпу, легко преодолевает шаткий барьер религиозных правовых запретов. Иными словами, люди в толпе теряют разум и, как следствие, они перестают быть верующими.

Тогда возникает другой вопрос: а насколько крепка вера, если в нормальных условиях она себя еще хоть как-то проявляет, а в аномальных условиях (в условиях той же толпы) испаряется практически мгновенно, как разлитый бензин, превращаясь в полыхающее пламя безумия? Не получается ли, что такая вера красна лишь на словах? И что это за вера такая, как не лицемерие?

На днях наткнулся на такую историю: молодой мусульманин садится в такси и сразу велит таксисту выключить музыку, звучащую в салоне авто.

- Но почему я должен выключить музыку? - спрашивает удивленный таксист.
- Во времена Пророка, да благословит его Аллах, и да приветствует, музыки не было, а потому это - харам!
Тогда таксист вышел из машины, открыл дверцу и попросил своего клиента покинуть его машину.
- А почему это я должен покинуть машину? - возмутился молодой мусульманин.
- Во времена Пророка, да благословит его Аллах, и да приветствует, не было автомобилей, так что жди верблюда!

Вроде бы анекдот, но в нем ясно обозначен серьезный психологический недуг, поразивший многих т.н. мусульман. А если учесть что в переводе с греческого слово «психо» означает душу, то речь идет, ни много ни мало, о духовной проблеме – об отсутствии осознанности. Люди, которые не осознают грани, за которой все их религиозное рвение (музыку слушать нельзя) превращается в лицемерие и показуху (а в автомобиле ездить можно), имеют все шансы оказаться в толпе, поддаться общему безумию и совершить то, что внушит им стадное чувство.

На самом деле корни рассматриваемой здесь проблемы кроются гораздо глубже, нежели осознавание грани между истинной религиозностью и показухой. Мы ведь говорим о стадном чувстве, поддавшись которому люди напрочь забывают о нормах религиозной морали и требованиях законов шариата. Дело в том, что стадному чувству не поддаются люди, имеющие свою индивидуальность, люди, не боящиеся быть одинокими. Но чтобы быть индивидуальностью в этом мире нужно быть очень храбрым человеком. Индивидуальность – это значит иметь свое мнение, иметь свои принципы. Это значит не бояться мнения окружающих. Это значит ценить свой личный опыт. Если задуматься, то все пророки, да благословит их Аллах, были именно такими людьми. Даже под страхом смертной казни они не отказывались от правды. И, заметим, что именно толпа выступала в роли палача.

Секрет «успеха» толпы, секрет «популярности» стадного чувства кроется в том, что в толпе не страшно, в толпе ты – один из многих, таких же как ты. Но взамен толпа требует жертвоприношения. И люди охотно жертвуют своим разумом и душой, теряя при этом человеческий облик.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle