• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Шариатские меры веса: карат

Время чтения: 4 мин
5408

Если разделить мискаль на двадцать четыре части, то каждая из них будет называться каратом. Следовательно, один карат равен одной двадцать четвертой части мискаля.

Для определения веса драгоценных вещей применяется исчисление в каратах. Чтобы можно было оперировать такими неделимыми понятиями, как половина, треть, четверть,  одна шестая, одна восьмая используется число 24.

Может ли разниться вес монетарного дирхама?

Во времена пророчества и эпоху халифата в ходу были серебряные деньги, называвшиеся «дирхам» и золотые, которые назывались «динар».

Был ли одинаковым вес использовавшихся тогда дирхамов или нет?

Если удовлетвориться очевидной стороной преданий, дошедших с той поры, то придется признать, что вес дирхамов был различным: согласно некоторым сообщениям, в годы пророчества в ходу было три вида дирхамов:

1) каждый десяток дирхамов был равен десяти мискалям, 2) каждый десяток был равен пяти мискалям и 3) каждый десяток дирхам был равен шести мискалям. Во время правления халифа Умара (р.а.) эти три вида дирхамов были усреднены,  и стали чеканиться дирхамы, десяток коих был приравнен к семи мискалям. 

Согласно другому сообщению, в тогдашних мусульманских странах в употреблении были  иранские дирхамы трех видов: 1) дирхам весом в двадцать карат, 2) дирхам весом двенадцать карат и 3) дирхам весом десять карат. Халиф Умар (р.а.) объединил эту троицу и повелел  чеканить дирхамы весом 12 карат. Если принять один мискаль за двадцать карат, то десяток дирхамов весом 12 карат будет равен семи мискалям. Согласно третьему сообщению, в ту пору в ходу было два вида дирхамов: 1) дирхам под названием табариййа, (ﻄﺑﺮﻴﻪ) вес которого был равен четырем даникам, 2) дирхам под названием багалиййа ( ﺑﻐﻠﻴﻪ) вес которого равнялся восьми данкам. Отметим, что данк (мн. дауаник) это: а) мера веса, равная ½  дирхама; б) мелкая монета. Само слово заимствованоиз тюрского языка и восходит к слову тәнкә (монета). В современном татарском языке слово тәнкә означает рубль. В русском языке тәнкә трансформировалось в слово деньга. Эти две единицы, т.е. табариййа и багалиййа были усреднены и стали чеканиться дирхамы равные шести даникам.

Согласно этим сообщениям, до времени правления досточтимого халифа Умара (р.а.) вес дирхамов был разным, и лишь по распоряжению этого халифа стали чеканиться дирхамы, десяток которых был приравнен к семи мискалям.

Принято принимать выкладки факихов вместе с их содержимым. Описанные выше нюансы могут быть результатомсубъективного подхода того или иного факиха. Неизвестно, сохраняли ли факихи в своих сообщениях аутентичные выражения или же передавали только смысл сказанного.По нашему мнению,  в выражениях, из которых состоят дошедшие до нас сообщения, не имеется каких-либо свидетельств о существовании различий в мерах веса, поскольку если дирхам был из чистого серебра, то такой дирхам назывался дирхам«десятой пробы» (вазнашара). Если же это был сплав, шесть десятых долей которого являлись чистым серебром, а четыре десятых — медью, такой дирхам назывался дирхам«шестой пробы» (вазн ситта). Если сплав содержал поровну серебра и меди, то такой дирхам назывался «пятой пробы» (вазн хамс).  В таких выражениях числа обозначают не вес дирхама, а его пробу. По приказу халифа Умара (р.а.) дирхамы были приравнены к седьмой пробе (вазн саб‘), следовательно, седьмая часть таких монет была чистым серебром, а три десятых — медью.

Информация, излагаемая в  трактате имама Макризи  «Изготовление дирхамов и динаров» подтверждает наше утверждение.

Хадрат Макризи в своем трактате пишет:

«В 573 году султан Салахаддин повелел чеканить дирхамы из сплава, в коем половина была серебром, а половина — медью.  Эти дирхамы имели хождение в Египте и Сирии до 622 года, пока в месяц зу-л-каада названного года досточтимый Насраддин Мухаммад бин ал-Адил Мухаммад ал-Аййуби не стал чеканить дирхамы из сплава, состоящем из двух третей серебра и трети меди. Эти дирхамы были в ходу в Египте и Сирии до эпохи султана Захира Бейбарса. Досточтимый султан Захираддин Бейбарс повелел чеканить дирхамы, в которых соотношение серебра и меди составляло семьдесят к тридцати».

Из слов имама Макризи становится ясным следующее:  разница и изменения касались не веса дирхамов, но их пробы. Возможно, султан  Бейбарс распорядился чеканить дирхамы семидесятой пробы, следуя практике халифа Умара (р.а.).

В словах передатчиков преданий употребляются такие  фразы, как: «дирхам бывает десятой, седьмой и шестой пробы», а более поздние поколения подумали, что речь идет о «весе десяти мискалей» или «весе семи мискалей».По-другому и не могло быть. Иначе не было бы необходимости говорить «каждый десяток дирхамов весом в десять мискалей», было бы достаточно сказать: «каждый дирхам весом мискаль».

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle