Результаты социологического опроса мусульман
Внутриисламские отличия
Исследование включало вопрос к мусульманам о том, различают ли они те или иные течения Ислама. Также задавался вопрос об их отношении к таким течениям и подгруппам. Поскольку подобные внутриисламские отличия имеют значительный вес лишь в некоторых из тех стран, где проводился опрос, специалисты-исследователи допускали, что многие мусульмане по всему миру либо не знают о них, либо не придают им значения.
Так, выяснилось, что мусульмане на Ближнем Востоке и Северной Африке склонны к проявлению более четкого осознания различия, существующего между двумя главными течениями Ислама: суннизмом и шиизмом. В большинстве стран этого региона как минимум 40% мусульман-суннитов не признают шиитов как своих собратьев по вере. При этом, в большинстве случаев больший процент опрошенных не верит, что некоторые практики, обычные для шиитов, могут приниматься как часть исламской традиции. Только в Ливане и Ираке – странах с соразмерным количеством суннитов и шиитов, живущих бок о бок – большое число суннитов признают шиитов в качестве мусульман и принимают практикуемые ими отличия как часть Ислама.
Сунниты Ирака и Ливана более терпимы к шиитам
% суннитов Ближнего Востока и Северной Африки
которые заявили: …
|
страна |
да, шииты являются мусульманами % |
нет, шииты не являются мусульманами % |
1 |
Ирак |
14 |
82 |
2 |
Ливан |
21 |
77 |
3 |
Тунис |
41 |
54 |
4 |
Иордания |
43 |
46 |
5 |
Египет |
53 |
42 |
6 |
Палестиниские территории |
40 |
38 |
7 |
Марокко |
50 |
37 |
За пределами Ближнего Востока и Северной Африки различия между суннитами и шиитами выглядят менее существенными. Во многих странах Центральной Азии, к примеру, большинство мусульман не идентифицируют себя с той или иной ветвью Ислама и называют себя «просто мусульмане». Похожая ситуация преобладает в Южной и Восточной Европе, где относительное или преобладающее большинство во всех странах региона идентифицируют себя как «просто мусульмане». В некоторых из этих стран десятилетия коммунистического правления свели на нет различия между исламскими течениями. Однако самоидентификация по принципу «просто мусульмане» также преобладает во многих странах не имеющих коммунистического наследия. Например, в Индонезии, которая обладает самым большим в мире мусульманским населением, 26% мусульман назвали себя суннитами, тогда как «просто мусульманами» назвали себя 56%. Оставшиеся 13% не дали ясного ответа на поставленный вопрос.
Выявлено различие мнений относительно того, является ли суфизм частью Ислама. В Южной Азии суфии повсюду выглядят как мусульмане, тогда как в других регионах они склонны к тому, чтобы не выставлять себя напоказ или же они повсеместно признаются как часть исламской традиции. Взгляды различны также по отношению к определенным практикам, традиционно связываемым с деятельностью тех или иных суфийских тарикатов. Например, декламация поэтических произведений или песнопений, восхваляющих Бога, обычно не вызывает отторжения в большинстве стран, в которых проводился опрос. Но только в Турции большинство мусульман считают, что благочестивые пляски являются приемлемой формой богослужения, по всей видимости, отражая тем самым богатую историю и авторитет суфийского движения Мевлеви или «танцующих дервишей» в Турции.