• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О вопросах в Исламе

Время чтения: 3 мин
2314

Тема настоящей статьи была навеяна мыслями которыми на сайте поделилась Гульназ Мияссарова в статье «Фарисейство в исламе». С фарисейством вроде все понятно, но на какой почве вырастает эта опухоль? Поразмышляем об этом.

Может быть истоки фарисейства кроются в вопросах, которые задаются мусульманами: можно ли сбривать волосы в той или иной части тела? не разгневается ли Всевышний если женщина воспользуется парфюмерией? можно ли целовать супругу во время соития? можно ли целовать ее в принципе? можно ли сделать так, можно ли сделать эдак? Вопросы, вопросы…

Возможно, задавая все новые и новые вопросы, люди ощущают себя активными деятелями религиозности? А может быть фарисейство заключается также и в том, чтобы давать ответы на задаваемые вопросы?

Известно, что за все годы исполнения Мухаммадом (сгв) пророческой миссии ему было задано всего лишь 13 вопросов. Почему так мало? По той простой причине, что Всевышний в Коране яснее ясного дал понять, что каждым своим вопросом по тому или иному поводу мусульмане, стремящиеся, как им кажется, привести свою жизнь в идеальное соответствие Божьим требованиям, на деле лишь обременяют себя все новыми и новыми обязанностями, которые делают их жизнь все более сложной… А ведь ислам был дан людям для облегчения их жизни а не для ее усложнения. И это тоже известное кораническое положение. Поэтому задавание вопросов не одобрялось, поскольку могло привести любопытных людей к неверному пониманию сути религиозности и благочестивого образа жизни. Судя по всему, религиозность с точки зрения Всевышнего означала совсем не то, что люди подразумевали и продолжают подразумевать под религиозностью. Помните: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад…»?

Привычка задавать вопросы привела к логическому результату, а именно, к появлению абсурдных фетв, вроде тех, которые, например, прописаны в книге «Ханафитский фикх в новом обличье» в разделе о деяниях, которые не нарушают пост. Не буду приводить их здесь, желающие могут обратиться к названному источнику, изданному не ранее 2005 года. Но не один Тахмаз на этом поле активен, но и масса других факихов, как из рога изобилия выдающих все новые и новые «шариатские» перлы. А помимо официальных фетв существуют еще и «народные фетвы», своеобразный неписаный шариат. Например, тахарат, совершенный из кумгана без кольца на носике недействителен, поскольку такой кумган является «необрезанным». Каждый может вспомнить парочку подобных образцов.

А если задуматься, то легко увидеть, что запреты в исламе немногочисленны и ясно оговорены. Следовательно, ислам - это дозволенность всего, что не запрещено. Именно эта особенность являлась одним из выдающихся преимуществ ислама перед другими религиозными системами. Но мы давно уже отошли от такого простого и эффективного отношения к реальности.

В основе патологического стремления к усложнению жизни посредством задавания вопросов лежит глубокий психический изъян. Он заключается в том, что преодолевая искусственно созданные трудности, называемые требованиями религиозного закона, эго-нафс испытывает чувство великой значимости проделываемой работы. Создается впечатление, что там где ведется такая работа – там и присутствует высокая благочестие. Таким образом благочестие начинает восприниматься как состояние заботливого и щепетильного соблюдения сотен и тысяч запретов, которых на самом деле не оглашал ни Аллах, ни Его Посланник (сгв).

Кстати, пророк Мухаммад (сгв) предупреждал, что предыдущие общины погубили себя в силу излишней дотошности в религиозных делах. Но кто такой Мухаммад (сгв)? Уж он-то точно не из тех кто погубил себя. А что же мы? Разве у нас еще есть жизни в запасе, что мы столь безответственно тратим ту, которую живем сейчас, на задавание глупых вопросов и выслушивание не менее глупых ответов?

Социальные комментарии Cackle