• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Из истории веротерпимости в России

Время чтения: 4 мин
4179

В последние десятилетия идет процесс глубокого изучения истории татар, неотделимой от истории России в целом. В 2015 г. Центр исламоведческих исследований при АН РТ издал сборник документов и материалов «Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае 1910 года». Сборник содержит массу важных документов, позволяющих получить представление об истории развития и сложностях межконфессиональных отношений в нашей стране. В настоящем материале вниманию читателя предлагается обзор вступительного раздела сборника.

Несмотря на то, что Россия с самого начала своей истории формировалась как многоконфессиональное полиэтническое государство русских и татар, свобода вероисповедания и права этносов в нем до определенной поры не соблюдались. Известно, что первый серьезный шаг в сторону соблюдения прав мусульманского населения империи был сделан Екатериной II (1729-1796), и он был сделан благодаря личным человеческим качествам просвещенной правительницы. В целом в России при Екатерине II декларировалась политика религиозной терпимости.

Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий. При этом светская власть оставляла за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. По указу Екатерины II в 1787 году в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст исламской священной книги Корана для бесплатной раздачи среди мусульман.

Издание существенно отличалось от европейских прежде всего тем, что носило мусульманский, т.е. канонический характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом. В 1788 году был выпущен манифест, в котором императрица повелевала «учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, … исключая Таврической области». Таким образом, Екатерина начала встраивать мусульманское сообщество в систему государственного устройства империи. Мусульмане получали право строить и восстанавливать мечети.

Однако в последующие годы в силу развития внутриполитических процессов параллельно с понятием религиозных прав возникло понятие нации. В качестве отражения процесса складывания татар как нации можно вспомнить о спорах, которые имели место между татарскими интеллектуалами и в центре которого стоял вопрос об этническим самоназвании тюрок-мусульман центральной России. В частности, дскуссия шла вокруг правомочности таких самоназваний как “мусульмане” и “татары”. Между тем, в плане культурных, образовательных и иных прав наций дела в империи обстояли из руко вон плохо вплоть до 1905 года. Именно в эту эпоху и возникла известная политическая максима, объявляющая Россию “тюрьмой народов”, и которую активно использовали революционеры.

Начало ХХ века было тяжелым для империи. Новый век, фактически,  сначался унизительного поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Был развеян миф о могуществе и непобедимости империи, о святости института самодержавия. Внутриполитическая ситуация в стране быстро приобрела революционный характер, в которому немаловажную роль играли многонациональность и поликонфессиональность  государства. На национальных окраинах империи (например, в Польше, Финляндии) возникли сепаратистские тенденции, обусловленные именно религизными и этническими факторами.

Государство было вынуждено реагировать на эти явления, в результате чего 12 декабря 1904 года был принят “Высочайший” указ Сенату “О предначертаниях и усовершенствованиях государственного порядка”. Указ предписывал властным структурам империи принятие административных мер к устранению “стеснений” религиозного характера. Весть о появлении этого указа вызвала волну петиционного движения мусульман Волго-Уральского региона, которые требовали отмены различных притеснений. В частности в прошениях ставился вопрос о предоставлении свободы вероисповедания и устранения неравенства с русским населением.

Политическое движение мусульман не осталось без внимания властей и 17 апреля 1905 года был оглашен императорский указ  “Об укреплении начал веротерпимости”. Данный документ впервые в истории России публично объявлял и узаконивал предоставление каждому свободы вероисповедания подданному Российской империи. По сути, с этим указом начался новый этап в развитии межконфессиональных отношений в России.

В дальнейшем, несмотря, (хотя правильнее сказать - благодаря) на внутренние проблемы, вызванные Первой русской революции 1905-1907 гг., проблемы и нужды мусульманского населения оставались в фокусе внимания государства. Решением вопросов в этой сфере занималось Особое вневедомственное совещание по делам  веры, которые работало с ноября 1905 г. по май 1906 г. Кроме этого, в области урегулирования религиозных вопросов действовал еще один орган: вневедоственное Особое совещание по вопросам образования восточных инородцев (май-июнь 1905 г.).

Первая из упомянутых выше организаций, - Особое вневедомственное совещание по делам  веры, - внесло в свою повестку дня вопросы открытия мектебе и медресе, предоставление мусульманам права преподавания вероучения на родном языке учащихся и др. Эти начинания сошли на нет вместе со спадом революционной активности и началом реакции. Однако Особое совещание по вопросам образования восточных инородцев оказалось более последовательным. Возможно так было по той причине, что в его работе участвовали видные российские ученые тюркологи и исламоведы.

Главными задачами Совещания стали пересмотр и укрепление пошатнувшихся после сметри рьяного миссионера Н.И. Ильминского позиций системы начального образования “инородцев-христиан”, в частности, крещенных татар. Относительно мусульман Совещание сосредоточилось на опасности, которую оно усматривало в стремлении татар Волго-Уральского региона “отатарить весь русско-мусульманский мир”. В целях ограничения татарского влияния было принято решение о внедрении в конфессиональных школах башкир и казахов преподавания на их родных языках.

(продолжение следует)

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle