• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История летоисчисления: сколько дней длится один год на самом деле?

Время чтения: 6 мин
12254

Мы  неграмотная община: мы не пишем и не считаем. (хадис)

История летоисчисления весьма занятная наука. На первый взгляд, точность учета времени у того или иного народа отражает степень научного развития общества. Однако Всевышний устроил так, что главное в человеке – это не то, насколько он «продвинут» в науках, но его вера и благочестие. В то время как ученые древних народов исступленно высчитывали долготу года, месяца и суток, разрабатывая математико-астрономические календари, мусульманам была дарована самая простая, гармоничная и естественная система для исчисления времени.

Чтобы получить представление об истории летоисчисления и о том, как возник самый совершенный календарь, совершим небольшой экскурс в историю.

Древние доюлианские системы летоисчисления

У древних египтян год состоял из двенадцати тридцатидневных месяцев, что равнялось тремстам шестидесяти дням. В ту пору календарный египетский год заканчивался раньше астрономического года на 5,24221 дней.  Это приводило к тому, что день весеннего равноденствия ежегодно  запаздывал на 5,24221 дня. В силу этого на протяжении 18 лет весна начиналась зимой, а лето полностью переходило в весну. Таким образом, в течение 70 лет день весеннего равноденствия проходил через все времена года.

В конце концов, египтяне приняли за основу год, состоящий из  365 дней. Это позволило исправить в определенной мере предыдущие искажения. Египетский год короче астрономического года на 0,24221 дня. Поэтому через каждые четыре года день равноденствия отставал примерно на сутки (в четырех годах = 4 × 0,24221 = 0,96884 дня).

Если вести летосчисление по данной схеме, то по истечении 365 лет весна окажется на месте зимы, а лето — точно на месте весны.  Для возвращения времен года на свое место потребуется 1460 лет.

По этой причине египтяне принимали, что год длится 365 дней, а временной отрезок в 1460 лет был назван ими «полным циклом» (в арабских источниках давр тамм).

Итак, в данной египетский системе летосчисления имелось оставалось два серьезных недостатка: во-первых, она полностью игнорировала остаток времени, приблизительно равную одной четвертой части суток (0.24221); во-вторых, в силу данного небрежения сезоны менялись местами. Смещение сезонов, с одной стороны, звучит как диссонанс на фоне природной гармонии и порядка. С другой стороны, неизбежным абсурдом становится то, что со временем зиму придется считать летом. Данный недостаток сказался даже на доисламском летоисчислении. Достаточно вспомнить практику добавления тринадцатого месяца, который практиковался у арабов до ислама.

Юлианское летоисчисление

Поскольку египетский календарь достался в наследство древним греками  римлянам, то настал момент, когда римский император Юлий Цезарь за сорок пять лет до нашей эры взялся реформировать существующий календарь с целью устранения имеющихся в нем недостатков. Он взял за основу данные александрийского астронома Сузиджа и установил длительность года, равную 365,25 суткам. Для облегчения счета и стремясь вести его не в дробях, но в  целых величинах, Юлий повелел считать каждые три года равными 365-ти дням, а четвертый год считать длиннее на четыре четвертых доли, то есть 366 дням.

Этот календарь получил известность как «юлианский», или «римский календарь», и стал основой для всех календарей, наиболее распространенных в западном мире. 

21 марта 325 года от Рождества солнце достигло точки весеннего равноденствия. В этот день в городе Никея (современный Изник) собрались епископы римской церкви и организовали духовную комиссию по реформе календаря. Полагая, что проведенная Юлием Цезарем реформа календаря привела исчисляемый год в полное соответствие с истинным годом, высшие чины римской церкви единогласно приняли римский календарь для всего христианского мира.

Но тем не менее, реформа Юлия Цезаря не  смогла полностью избавить календарь от ошибок. Причин тому было несколько: поскольку египетский календарный год был несколько короче астрономического года, и это приводило к искажениям. В свою очередь, римский календарный год оказался несколько более длительным, чем год астрономический. Астрономический год заканчивался, а календарный римский год каждый раз заканчивался позже на 0,00779 суток (0,25 — 0,24221 = 0,00779). Вроде бы ничтожная величина, не так ли? Однако ошибка, вызванная данным запаздыванием, в течение 128 лет превращается в один полновесный день, т.е. почти полные сутки (0,00779 × 128 = 0,99712).

Такие искажения с течением времени лишь накапливаются и увеличиваются. Наконец, в 1582 году от Рождества, то есть спустя 1257 лет после Великого Собора, состоявшегося  в Никее, искажения достигли приблизительно десяти суток: 0,00779 × 1257 = 9,79212

По этой причине день весеннего равноденствия вместо того, чтобы происходить 21 марта, имел место 11 марта.

Григорианское летоисчисление

Итак, годы по юлианскому календарю длились дольше астрономического года на 0,00779 дня. Эти доли на протяжении каждых четырехсот лет превращались в 3,112 дня. В итоге каждый четырехсотый год заканчивался приблизительно на три дня позже исходной точки отсчета времени.

Устранить данный недостаток взялся Папа Григорий XIII в конце XII века, точнее 4 октября 1582 г. Во-первых, он вычел излишек в десять дней, накопившийся на протяжении 1257 лет, прошедших после Собора в Никее в 325 году, до 1582 года, чем привел год в его изначальное состояние. День 5 октября тогда стал считаться 15-м октября. Таким образом, благодаря данной реформе день весеннего равноденствия вернулся на свое место, то есть на 21 марта.

Во-вторых, для предотвращения возникновения искажений в будущем, Папа принял решение каждые четыреста лет опускать три високосных года, поскольку в юлианском календаре по истечении каждых четырехсот лет искажения составляли три полных дня.

Согласно этому календарю вместо ста високосных годов, приходящихся на каждые 400 лет, должно быть всего 97 високосных года. Таким образом, каждые три раза из 25 високосных годов 25-й год должен  считаться обычным, а в 4-й раз 25-й високосный год должен считаться високосным.

Таким образом, те из годов каждого века, десятичные дроби которых делятся на четыре, являются високосными, а которые не делятся – обычными.

Григорианский календарь, получивший название «Новый стиль», был принят во всем христианском мире, за исключением России и Греции.

По григорианскому календарю один год приблизительно равен 365,2425 дням.

Однако григорианский календарь, сколько бы он не реформировался, не смог полностью избавиться от неточностей. На то есть свои причины: на протяжении каждых 400 лет накапливаются искажения равные 3,112 дням. Несмотря на то, что три целых доли данного искажения были исправлены, каждые 400 лет накапливается 0,112 «неисправленных»  дня. За четыре тысячи лет данное искажение достигает величины 1,12 дня. А за сорок тысяч лет набирается 11,2 дня.

Вот такова вкратце история летоисчисления в западном мире. А теперь обратимся к Востоку, а точнее – к мусульманскому средневековью. Мы увидим, что мусульманские ученые раньше, чем их европейские коллеги, разработали более совершенную и точную систему исчисления времени.

(продолжение следует)

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle