• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам – это осознание единства всего сущего

Время чтения: 3 мин
3701

В Коране говорится о том, что человечество - это подобие «единой души». Об этом свидетельствуют айаты «Ваше творение и воскрешение есть ничто иное, как подобие души единая. Поистине, Аллах - слышащий, видящий» (31:28) и «Он сотворил вас из души единой» (39:6). Из этого можно сделать вывод о том, что физическая дробность человечества на отдельных индивидов лишь иллюзия и что в действительности люди, а точнее – души, существуют в неосознаваемом ими единстве или едином поле сознания. Это единство представляет собой один из аспектов таухида, согласно которому религиозность заключается не в горделивом обособлении, но в осознании своего единства со всем сущим.

Данная формула позволяет внести ясность в проблему различающихся пониманий того, чем является ислам. Для одних людей ислам – это просвещенность, благие деяния, искреннее поклонение. Для других… Давайте признаемся, что террористы, которые, выкрикивая такбиры убивают невинных людей, считают себя мусульманами. То же самое и с мусульманами, которые производят героин в Афганистане – вряд ли они небрежны в исполнении обязательных молитв или поста. Вряд ли кто-нибудь сможет доказать и тем, и другим, что такое поведение противоречит Корану и Сунне.

Иными словами, существует широкий спектр представлений о том, что такое ислам и что значит быть мусульманином. Однако в какой части спектра находится настоящий ислам? Ведь не может быть так, что террорист, чьи руки по локоть обагрены кровью невинных жертв и миролюбивый проповедник, несущий призыв ислама добрым словом и делом исповедуют один и тот же ислам. Помню сценку из детства, когда бабушка городского внука, приехавшего погостить к ней в деревню, отругала непутевого за то, что тот ловил бабочек и насаживал их на иголки своего энтомологического «гербария». То была простая деревенская женщина, не имеющая какого-либо религиозного образования. Ее ислам представлял собой многовековой культурно-нравственный и поведенческий код народа, для которого беспричинное убийство любого живого создания являлось грехом. Она так и отчитывала внука: «Нельзя убивать живые создания! Это грех! Аллах накажет!» Это пример так называемого «народного ислама».

Что по мне, так ислам той бабушки, которая, кстати, совершала намаз до последнего дня своей жизни, это пусть и простой, но настоящий ислам, в котором сохранился тот аспект таухида, который учит о единстве всего живого. И с этим исламом никогда не сравнятся разного рода деградирующие формы «ислама», в которых в порядке вещей зарезать человека, а потом еще и хвалиться в Интернете своими подвигами на фоне отрезанных человеческих голов.

Пророк Мухаммад (сгв) говорил, что наш мир является нивой Грядущей жизни (аль-Ахират), или Царствия небесного, как его называют христиане (ﺃﻟﺪﻧﻴﺎ ﻣﺯﺭﻋﺔ ﺍﻵﺧﺭﺓ). Иными словами, без жизни и труда в этом мире не обрести небес. Мир, данный нам Аллахом, и наша жизнь в нем есть средство, инструмент обретения рая. В хадисе не просто так использовано слово «нива» (ﻣﺯﺭﻋﺔ). Представим себе земледельца, который живет тем, что возделывает поле и выращивает хлеб. Сможет ли он быть успешным в этом деле, если не будет любить свою землю, свой труд? Каков будет его урожай, если он будет презрительно попирать прах под своими ногами?

Почему же фанатики в мусульманских одеяниях вообразили себе, что ненавистью к жизни и пренебрежением к людям можно обрести рай и пробудить в них любовь к исламу?

Пророк Мухаммад (сгв) говорил, что первым признаком истинности веры является любовь к людям. В каком месте у религиозных фанатиков находится любовь к людям, если они подрывают окружающих невинных людей тротилом вместе с собой? Это – насилие, это – преступление, это – самая настоящая одержимость бесами, если учесть, что понятие преступление (джинайа) в арабском языке образовано от корня (джинн). Убийство невинных это ни в коем случае не ислам, согласно учению которого каждое порхающее, ползающее, плавающее, идущее создание не только является напоминанием человеку о Всевышнем, но и само восхваляет Его величие. Об этом сказано в Благородно Коране: «Аллаху поклоняются (йасджуду) те, кто на небесах и на земле» (13:15) или «Восхваляет (йусаббиху) Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле» (64:1). Таким образом, Ислам – это гуманистически настроенная религия, которая учит жить, осознавая единство всего сущего под сенью власти Творца. Аллах учит человека сохранять человеческий облик и высокое звание наместника Всевышнего на земле. И если мусульманам удастся раскрыть гуманистический потенциал ислама, и показать его человечеству, то будущее человечества определенно будет исламским.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle