Реклама

Индо-пакистанский конфликт в прошлом, настоящем и будущем. Часть 6

1131

Индо-пакистанский конфликт в прошлом, настоящем и будущем. Часть 6

Когда речь идет о природе несговорчивости и психологических причинах упрямства официальных Дели и Исламабада, следует говорить о проявлении одной из форм манипулирования людьми со стороны дьявола. Описанная в Коране схема такой манипуляции предельно проста: «Сатана обещает вам бедность и приказывает вам мерзость» (2:268).

Действительно, решение кашмирского кризиса методом отказа одной из сторон от территориальных претензий, означает реальные материальные потери и лишение определенного набора благ, которыми пользуются вполне определенные личности.

Например, в Индии кашмирская карта – это самая настоящая палочка-выручалочка в руках индийских националистов, которые благодаря ей в настоящее время властвуют в Дели. Раздувая ура-патриотические чувства, катализатором которых выступает политическая риторика вокруг кашмирского кризиса, соответствующие силы проводят предвыборные кампании, и, получая поддержку населения, приводят к власти нужных им лиц. Все как в народной поговорке: «Кому война, а кому мать родна». В плоскости кашмирского кризиса у Индии есть еще одна особенность, отличающая его от Пакистана, а именно: отсутствие религиозно обусловленной позиции. Индия изначально создавалась как секулярное государство, в котором отсутствовала государственная религия, а само государство должно было многонациональным и религиозно разнообразным.

С Пакистаном дела намного сложнее. Кашмирский кризис является для этой страны родовым пятном, напрямую связанным с религией, но об этом ниже. А пока отметим, что любые уступки по кашмирскому вопросу со стороны Пакистана означают неминуемую потерю власти теми людьми, которые в настоящее время руководят этой страной. История уже не раз демонстрировала, что иначе здесь не бывает: после поражения Пакистана в войне 1971 г. от власти был отстранен генерал Яхья Хан;  в 1999 г., когда в ходе очередной эскалации конфликта в Кашмире гражданская администрация Пакистана сдала позиции и капитулировала, то возмущенный генерал Первез Мушарраф совершил военный переворот и захватил власть.

Вернемся к роли религии в кашмирском кризисе с точки зрения Пакистана. Здесь важно понимать. что вопрос о вхождении или не вхождении Кашмира в состав Пакистана означает, ни много, ни мало, вопрос о праве существования самого Пакистана как мусульманского государства. Потеря Кашмира, который населяют по большей части мусульмане, означает для Пакистана потерю национальной идентичности Исламабада, а также его несостоятельность в роли защитника последователей ислама в Южной Азии. А ведь приверженность исламу в виде полумесяца со звездой представлена не только на государственном флаге Пакистана, но даже в самом его названии. В переводе с персидского языка Пакистан означает «Чистая страна» или «Государство чистых», где эпитет «чистые» подразумевает мусульман. То есть Пакистан изначально создавался как страна мусульман. Даже при разделе Британской Индии на современную Индию и Пакистан, определяющим фактором при проведении границ между новыми государствами являлась религиозная принадлежность населения.

Но и это еще не все. Само название страны является удачным сочетанием красивого словосочетания на персидском языке, с одной стороны, и с другой – аббревиатуры, составленной из начальных букв и составных элементов названий провинций (бывших территорий Британской Индии), которые должны были войти в состав Пакистана. Это провинции Пенджаб, Афгания, Кашмир, Синд и БелуджиСтан.

Вот такова история и современное состояние самого затяжного и кровопролитного конфликта в истории ХХ в. События, произошедшие вокруг него в течение его 70 летней истории, не могут дать какую-либо основу для оптимистических прогнозов о будущем этого кризиса. Эксперты признают, что вопрос можно решить только мирным путем, за счет взаимных уступок Индии и Пакистана. Однако реальная ситуация такова, что ни одна из сторон не может позволить себе пойти на улаживание конфликта, поскольку стоит только согласиться пойти на уступки, как возникает риск потери не только зыбкого контроля над ситуацией, но даже саму власть. А то уже чревато непредсказуемыми последствиями, наихудшим из которых является перспектива ракетно-ядерной войны между Индией и Пакистаном.

Айдар Хайрутдинов

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home