Философская притча о сущности страха

3033

Философская притча о сущности страха

Философская притча о сущности страха

Говорят, что в Японии мастерство художника определяется тем, может ли он нарисовать идеальный круг от руки, т.е. не используя циркуль. В основе этого критерия мастерства лежит глубокая мудрость и знание об истинной природе человека. Но прежде, чем коснуться этой темы глубже, вспомним одну восточную притчу.

Однажды ходжа Насреддин провел целый день в гостях у своего друга в соседнем городке. Когда он вышел в обратный путь, солнце уже садилось на западе, наступили короткие южные сумерки. В это время ходжа проходил мимо невысокой длинной глинобитной стенки. Вдруг в дальнем конце пустынной дороги на фоне алого неба появилось несколько фигур, двигающихся навстречу ходже.

Насреддин-эфенди не на шутку испугался: «Вот ведь как! Это, наверное, разбойники! Они поджидали меня и теперь идут, чтобы обобрать меня!» Страх был настолько велик, что ходжа решил убежать о опасности. Он быстро перемахнул через ограду и тут же понял, что оказался на кладбище.

Любой, кто видел, какими бывают кладбища в южных странах, поймет чувства Насреддина, до которого дошло, что здесь ему спрятаться не удастся. Но, к счастью, он наткнулся на свежевырытую пустую могилу. Недолго думая, он спустился в нее и стал прислушиваться, надеясь, что грабители потеряли его из виду и пройдут мимо.

Однако те люди успели заметить странного прохожего, который вдруг резко дал деру, перепрыгнув через ограду кладбища. Они обеспокоились, полагая, что то был вор, который шел с чем-то украденным, но, увидев их, решил спрятаться. Поэтому свидетели поступка странного путника тоже перелезли через ограду и стали искать беглеца.

В свою очередь ходжа Насреддин, слышавший как те люди перелезают через ограду окончательно уверился в том, что они самые настоящие грабители, решившие непременно ограбить несчастного ходжу. Понимая, что рано или поздно они его найдут, ходжа решил притвориться мертвым. Он вытянулся на дне могилы, прикрыл глаза и затаил дыхание. «В самом деле, - думал при этом ходжа, - не будут же грабители грабить мертвеца!»

Тем временем озабоченные искатели увидели того самого странного человека лежащим на дне могилы. Они столпились вокруг нее и один из них спросил ходжу: «Эй, чудак! Что с тобой случилось? Ты что-то натворил скверное, что убежал от нас? Почему ты притворяешься мертвым?»

Хода понял, что его хитрость не прошла. Он открыл глаза, посмотрел на преследователей и понял, что они не представляют опасности. Ему стало вдруг так хорошо, что он рассмеялся, выпрямился во весь рост и сказал: «Да, вы правы! Со мной что-то случилось. Но это случилось и с вами тоже! И то, что случилось со всеми нами, представляет собой серьезную философскую проблему. Вас интересует, почему я здесь, а меня интересует, почему вы здесь? А дело-то в том, что я оказался здесь из-за вас, а вы оказались здесь из-за меня!»

Казалось бы, какая может быть связь между умением мастера рисовать идеальный круг от руки и выводом, который сделал ходжа Насреддин?

Дело в том, что оба этих примера с разных сторон свидетельствуют об одном и том же феномене, а именно о существовании своеобразного порочного круга, когда каждый боится других, а другие боятся каждого по отдельности, в результате чего человеческая жизнь превращается в путаницу, граничащую с абсурдом. Причем речь не идет только лишь о страхе быть ограбленным или избитым. Сюда относятся многие другие формы фобий. Например, страх выглядеть неудачником, страх быть отвергнутым тем, кого ты любишь, страх быть высмеянным, страх потерять отношения. Иными словами, речь идет о фобиях, которые так или иначе, восходят к отношениям между людьми.

Между прочим, в кораническом откровении и сунне пророка Мухаммада (мир ему) предлагаются эффективные методы преодоления такого рода фобий. В основе исламской методики выхода из порочного круга фобий лежит такой способ, как абсолютное предание себя воле Всевышнего. Достаточно вспомнить божественное предостережение о том, что Аллах сделает человека рабом того, чего тот боится. Вот и с ходжой Насреддином произошло подобное: страх быть ограбленным, пусть и ненадолго, но сделал его рабом неизвестных людей, из-за которых герою народных анекдотов пришлось прыгать через забор кладбища, забираться в могилу, притворяться мертвым.

Всегда следует помнить о том, что фобии – это инструмент оказания негативного влияния на человека, инструмент для манипулирования людьми. Именно из-за страха потерять рай Адам и Хава его и потеряли. Конечно, известно, что это сатана взял наших прародителей, как говорится, на испуг. Но если заглянуть глубже, то мы увидим, что Адам и Хава ослушались повеления Творца, Который запретил им даже приближаться к некоему древу.

В действительности, не из-за плодов древа Адам и Хава потеряли рай. Они потеряли его, во-первых, из-за того, что ослушались Бога, и, во-вторых, из-за страха. А страх этот возник, между прочим, как результат того, что в то время их вера в Бога не была выстрадана, не была плодом их собственного духовного труда и усердия.

А что касается художника-мастера, который одним движением рисует своей рукой идеальный круг, то это пример того, насколько внутренне гармоничен и психологически уравновешен человек, который не носит в себе фобий. Это пример того, как проходя через жизненные перипетии, человек достигает необходимого уровня духовности. В таком состоянии человек не переживает о том, что о нем скажут другие. И если бы в тот момент, когда сатана решил совратить первых обитателей рая, Адам пребывал бы в таком гармоничном состоянии, то коварный план врага людей непременно сорвался бы.

Действительно, о чем было бы беспокоиться Адаму, если бы он пребывал в вере и душевном покое? Он бы ответил сатане: «Я вверяю себя и свою жену воле моего Господа», - и на этом все – сатана был бы посрамлен.

Но этого не произошло, а посему Адам, Хава и их потомки были отправлены в школу земной жизни для того, чтобы в ее «стенах» обрести осознанную и потому незыблемую веру во Всевышнего Творца.

Айдар Хайрутдинов

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home