• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Филиал Дамаска

Время чтения: 2 мин
3229

Несмотря на то, что в заголовке статьи и присутствует название столицы Сирии, ее содержание посвящено несколько неожиданной теме, а именно: некоторым проблемам, наблюдающимся в одежде мусульманок, проживающих в Татарстане.

Давным-давно один мой арабский друг, выходец из, тогда еще, мирной Сирии, не мог сдержать эмоции, увидев на улицах Казани немало мусульманок в хиджабах. А поскольку мой друг, как уже упоминалось, был родом из Сирии, а точнее – из Дамаска, то он так и сказал: «В Казани я чувствую себя как в Дамаске!».

И не столько обилие женщин в хиджабах привело его к таким ощущениям, сколько форма ношения мусульманского женского платья, напомнившая ему одеяния мусульманок его родного города. Вот, в общем-то и все об истории возникновения названия данной статьи.

А ведь могло быть иначе и, при этом, вполне себе прилично с точки зрения канонов шариата. Могло быть не «как в Дамаске», а как в Казани – столице не только Татарстана, но, как мы знаем, и татарского народа, наших традиций и культуры.

Понимаете, к чему это я? Представьте себе такую картину: приезжает к нам гость с Ближнего Востока или из любой страны из мусульманского мира, и видит множество мусульманок, одетых по-татарски: национальные платья, платки, сапожки, другие оригинальные детали одежды. Вряд ли в таком случае наш гость с восторгом заявил бы, что чувствует себя как на своей родине.

При таком уважительном и бережном отношении к национальным традициям ношения повседневного выходного платья Казань не выглядела бы филиалом Дамаска, но имела бы свой неповторимый, уникальный и совершенно мусульманский облик. Вряд ли кто-то усомнится в том, что традиционные татарские женские наряды во всем их разнообразии полностью соответствовали требованиям шариата.

Но, увы, о национальном колорите в одежде казанских мусульманок приходится только мечтать. Приходится мириться с тем, что ныне господствует этакий универсально-повсеместный набор силуэтов и манера ношения тех или иных деталей гардероба, который принят в странах Ближнего Востока и который успешно перекочевал в Мусульманскую Европу. Как видим, глобализация происходит не только в области экономики, политики и других социальных институтов. Существует своеобразная мусульманская «гардеробная» глобализация, которая превращает одежду наших женщин в однообразную и лишенную каких-либо национальных мотивов униформу.

Впрочем, нет. Мы ведь филиал Дамаска, а значит и национальный колорит у нас – сирийский. Не так ли?

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle